Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Шилов А. И.
,
Филиппова П. С.
КАДРОВЫЙ СОСТАВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В МЕЖРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1907–1917) // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №1. Педагогика. Педагогика. - С. 113-120.
Заглавие:
КАДРОВЫЙ СОСТАВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В МЕЖРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1907–1917)
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках регионального конкурса РГНФ «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2016 — Красноярский край при поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно- технической деятельности». Проект «Развитие образования в Сибири в XIX–XX вв.»
№ 16–16–24020.
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-1-113-120УДК: 37.091(571.1/.5)(09)
Аннотация:
В статье дан анализ кадрового состава начальной школы Восточной Сибири в период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907–1917). Педагогический персонал начальной школы рассматривается как один из основных факторов функционирования и развития начального образования. Отмечено, что быстрый рост школьной сети начальных училищ потребовал ускорения темпов подготовки педагогических кадров, а значит, открытия соответствующих педагогических учебных заведений и курсов. Это привело впервые к количественному преобладанию учительниц над учителями, что было особенно заметно в городах. Учительницы пользовались в полном объеме одинаковыми правами с учителями во всех типах начальной школы.
Указано, что образовательный ценз кадрового состава начальной школы всех ведомств заметно вырос в означенный период, однако в церковно-приходских школах он все же отставал от такового в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения и железнодорожных школах.
Годовые оклады содержания в Восточной Сибири были больше, чем в Европейской России, хотя и не одинаковые по губерниям и областям региона. Зарплата учителя возрастала по мере удаления на восток. Отмечено также, что церковное ведомство, стараясь конкурировать с министерской школой, заметно повысило оклады жалования учителям своих школ. Однако уступало по этому показателю министерским и железнодорожным училищам до 1,5 раз. Самое высокое жалование приходилось на учительский персонал начальных школ повышенного типа.
Ключевые слова:
кадровый состав, начальная школа, железнодорожная школа, церковно-

приходская школа, Восточная Сибирь, Министерство народного просвещения, церковное ведомство, образовательный ценз учителя, годовой оклад содержания, прибавка за выслугу пятилетий.
Список литературы:
1. Березовский Н. П. О состоянии начального образования в Енисейской губернии за 1915 год. Общие сведения. — Красноярск, 1916. — 57 с.

2. Отчет о деятельности Иркутского городского управления по начальному образованию за 1912 год. — Иркутск, 1913. — 31 с.

3. Отчет о деятельности образовательных учреждений Сибирской железной дороги за 1912 год. — Томск, 1913. — 105 с.

4. Отчет о состоянии церковных школ Иркутской епархии в учебно-воспитательном от- ношении за 1911/12 учебный год // Иркутские епархиальные ведомости. — 1914. — № 5. — С. 1–52.

5. Отчет о школах МНП Забайкальской области, подведомственных дирекции народных училищ, за 1915 год. — Чита, 1917. — 152 с.

6. Соколовский П. Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае. — Харьков, 1914. — 305 с.

7. Фолометов И. Г. Образовательные учреждения Томской железной дороги в 1915 году // Сибирская школа. — 1916. — № 8. — С. 8–77.

8. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. 1703–1917. — Новониколаевск, 1923. — 246 с.

9. ГАИО. Ф. 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири. О. 1. Д. 187, 204. Государственный архив Красноярского края (ГАКК).

10. Ф. 360. Красноярское городское четырехклассное училище. Оп. 1. Д. 32.