Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Столярова Е. В.
,
Федотова М. Г.
К ВОПРОСУ О ДИСКУРСЕ В УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №1. Педагогика. Педагогика. - С. 186-193.
Заглавие:
К ВОПРОСУ О ДИСКУРСЕ В УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-1-186-193УДК: 371.33
Аннотация:
В статье предпринята попытка осветить историю описания и общие вопросы, значимые для изучения дискурса и, в частности, дискурса в ситуации учебного общения. Анализируются и обобщаются различные подходы к изучению дискурса, а также раскрывается понимание дискурса в учебной ситуации, излагаются его основные компоненты. Дискурс рассматривается в параметрах, подразумевающих адресата и адресанта, как взаимодействие значения языковых единиц и широкого экстралингвистического контекста. Он включает референтно-предметную ситуацию, коммуникативную ситуацию, фоновые знания и фонд знаний. Данное понимание дискурса важно для моделирования дискурса/деятельности в учебной ситуации: все компоненты экстралингвистического контекста должны быть понятны и однозначны для участников учебного взаимодействия, т. е. должна обеспечиваться соотнесенность с предметно-референтной ситуацией, общность пресуппозиции и фонда знаний коммуникантов.
Ключевые слова:
дискурс, дискурс в ситуации учебного общения, субъект коммуникации, речевая деятельность, металингвистика, диалог, прагматика, учебное взаимодействие, замысел, коммуникативная ситуация.
Список литературы:
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.

2. Благовещенская Г. О. Обучение интерпретации текста на занятиях по английскому языку // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Междунар. науч.- практ. заочной интернет-конф. — 2016. — С. 135–139.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. — СПб.: Питер, 2017. — 432 с.

4. Ершова О. В., Столярова Е. В. Online-площадки как современный интерактивный способ педагогического взаимодействия с представителями мирового профессионального сообщества // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 4(169). — С. 101–107.

5. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке. — М.: Просвещение, 1973. — 159 с.

6. Караулов Ю. Русский язык и языковая личность. — М.: Изд-во ЛКИ, 2010. — 264 с.

7. Кардович И. К., Коробова Е. В. Об аргументативных свойствах экономического дискурса // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. — 2015. — № 5(49). — С. 303–317.

8. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. — М.: Наука, 1984 — 175 с.

9. Кочетова Л. А. Английский рекламный дискурс в динамическом аспекте: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04 / Волгоградский государственный университет. — Волгоград, 2013.

10. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. — М.: Наука, 1986. — 150 с.

11. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / РАН ИЯ. — М.: Языки славянской культуры, 2004.

12. Куст Т. С. Жанровая природа электронного учебника: автореф. дис. … канд. филол. наук. — Томск, 2011.

13. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — 214 с.

14. Лотман Ю. М. Пушкин. — СПб.: Искусство-СПб, 1995. — 847 с.

15. Морозова О. Н. Политический рекламный дискурс в интернет-пространстве Великобритании на материале персональных сайтов членов парламента Великобритании: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04 / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. — СПб., 2012.

16. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. — М.: Прогресс, 1986. — С. 22–129.

17. Семенов М. О. Дискурс интернет-форумов: кристаллизация как механизм смыслообразования и техника понимания. дис. ... канд. филол. наук / Адыгейский государственный университет. — Армавир, 2013.

18. Серл Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. — М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17. — С. 151–170.

19. Сусов И. П. Семантика и прагматика предложений. — Калинин: Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1985. — 51 с.

20. Федотова М. Г., Столярова Е. В. Электронный учебник в обучении английскому языку для специальных целей // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф.: в 17 ч. — 2014. — С. 8–9.

21. Филатова Н. В. Дискурс сферы туризма в прагматическом и лингвистическом аспектах: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Московский государственный лингвистический университет. — М., 2014.

22. Халеева И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык —

система. Язык — текст. Язык — способность. — М., 1995.