Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Абаев Н. В.
ТЭНГРИАНСТВО И СЕВЕРНЫЙ БУДДИЗМ ЕДИНОЙ КОЛЕСНИЦЫ (ЭКАЯНЫ) В БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ЕДИНОБОРСТВА ШОНЫН-БАША // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2016. №3. . - С. 25-37.
Заглавие:
ТЭНГРИАНСТВО И СЕВЕРНЫЙ БУДДИЗМ ЕДИНОЙ КОЛЕСНИЦЫ (ЭКАЯНЫ) В БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ЕДИНОБОРСТВА ШОНЫН-БАША
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753Х-2016-3-25-37УДК: 243.4:796
Аннотация:
В статье анализируются религиозно-философские основы бурят-монгольской Школы единоборства Шонын-баша в связи с историко-культурными процессами синтеза и взаимодействия национальной религии бурят и монголов тэнгрианства («религия Вечного Синего Неба») и Северного буддизма Экаяны («Единая Колесница»), как интегрального единства философии и практики Ваджраяны (Тантра) и Махаяны. В результате этого взаимодействия в эпоху Чингисхана сложилась специфическая тэнгрианско-буддийская цивилизация народов Внутренней Азии, в которую вошли как буряты, монголы, калмыки и другие монголоязычные народы, так и тюркоязычные тувинцы. Решающую роль в этом синтезе сыграло то, что «тэнгризм» и буддизм фактически возникли в этногенетическом и цивилизационно-культурном отношении как близкородственные религиозные традиции, корни которой уходят в первоначальную арийско-туранскую религию прамонголов и прототюрков, зародившуюся в Саяно-Алтайской этнокультурной зоне Южной Сибири, которая является Прародиной тюрко-монгольского тэнгрианства и так называемой религии ариев, от которой уже в Индии ответвился буддизм, а также колыбелью всей Евразийской кочевнической (пастушеской) цивилизации. Принцип единства и целостности тэнгрианско-буддийской цивилизации ярко воплотился и проявился в бурят-монгольской школе единоборства «Шонын-баша» («Стиль Небесного Волка»). Великий гуру Падма-Самбхава, учитель-наставник буддийской тантры VIII века, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма, особо почитается у последователей всех школ Северного буддизма Махаяны и особенно - в Красношапочной традиции Ньингмапа (буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду) подчеркивал близость и родство между тэнгрианством, в том числе добуддийской религии Тибета - Бон и Учением Будды. Эти философско-методологические принципы до сих пор являются основополагающим в современной школе Шонын-баша.
Ключевые слова:
Тэнгрианство, Вечное Синее Небо, Северный буддизм Махаяны, Чингисхан, тэнгрианско-буддийская цивилизация, Внутренняя Азия, Саяно-Алтай, евразийская кочевническая цивилизация, Шонын-баша, Падма-Самбхава, Ньингмапа.
Список литературы:
1. Абаев Н. В. Даосские истоки китайских ушу // Дао и даосизм в Китае. ― Москва, 1982.

2. Абаев Н. В. Чань-буддизм и ушу // Народы Азии и Африки, 1983. ― № 3.

3. Абаев Н. В. Психофизические упражнения ушу. ― Улан-Удэ, 1989.

4. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневеко-вом Китае. ― Новосибирск: «Наука», 1989.

5. Абаев Н. В. Основы психологической и биоэнергетической саморегуляции в на-циональной религии тувинцев Ак Чаяан (Белая Вера) или Бурган Чаяан // Сравнительно-историческое и типологиечское изучение языков и культур: Мат-лы межд. конф. XXII Дульзоновские чтения. Ч. 2. ― Томск: Изд-во ТГПУ, 2000.

6. Абаев Н. В. Отражение религиозно-мифологических представлений народов Са-яно-Алтая в скифо-сакской мифологии // Вестник БГУ. Сер. 16. Политология, культуро-логия. ― Вып. 1. ― Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004.

7. Абаев Н. В. Небесный Змей-Дракон в воинских культах тюрко-монгольских на-родов Саяно-Алтая и Центральной Азии // Г. Н. Потанин и народы Алтае-Саянского Гор-ного региона: через поколение в будущее. ― Горно-Алтайск, 2005.

8. Абаев Н. В. Карма-йога в искусстве стрельбы из лука: некоторые метафизичес-кие и этико-психологические аспекты // Проблемы, перспективы подготовки высококва-лифицированных спортсменов по стрельбе из лука: мат-лы межд. науч.-практич. конф. ― Якутск: Изд-во СВФУ им. М.К. Аммосова, 2014.

9. Абаев Н. В. Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурят-монголов. Прило-жение № 1. «Кодекс Чести истинного бурята» // отв. ред. В.М. Мантыков. ― Улан-Удэ, 2014.

10. Абаев Н. В. Тэнгрианский культ священных гор и героический эпос монголо-бурят. ― Улан-Удэ, 2014.

11. Абаев Н. В. Тэнгрианство, митраизм и общие этнокультурные истоки тура-нско-арийской цивилизации Центральной и Внутренней Азии // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. ― Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2015. ― № 3. ― С. 42-59.

12. Абаев Н. В. «Саяниды» и сакральная символика мифологемы «Три Солнца» в тэенгрианской религии: опыт реконструкции и интерпретации // Вестник Бурятского го-сударственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. ― Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. ― Вып. 1. ― С. 4-11.

13. Абаев Н. В. О культе Небесного Змея-Дракона в искусстве боевого и спортив-ного единоборства бурят-монголов // Боевые искусства и спортивные единоборства Вос-тока и Запада: история, современность и перспективы: мат.-лы международной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 5 июня 2014 г.). – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2014.

14. Абаев Н. В., Дашням Л. Изучение духовно-культурных основ тэнгрианско-буддийской цивилизации Центральной и Внутренней Азии в работах У. П. Бичелдей // По мосту времени – из прошлого в будущее. Биобиблиографический справочник. ― Кы-зыл, 2014.

15. Абаев Н. В., Хобраков Ц. С. Бурят-монгольская школа единоборства «Шонын-баша» - «Стиль Небесного Волка» / отв.ред. Н. В. Абаев. ― Улан-Удэ, 2015. ― 145 с.

16. Абаева Л. Л. Буддизм и культ гор в Бурятии. ― Москва, 1992.

17. Абаева Л. Л. Этнокультурная традиция Евразии и буддизм // Теория и практика преподавания востоковедных дисциплин: материалы межвузовского научно-методического семинара (24 апреля 2014 г.) / науч. ред. Т.И. Гармаева. ― Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. ― Вып. 12.

18. Жигмитов Б. Гайхамшаг хунуудэр баян юмдаа Буряад оромнай: Мугы Лубсан // Бураяд Унэн. ― Улан-Удэ, 2014.

19. Жигмитов Б. Мугы Лубсан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://burunen.ru/opinions/detail.php?ELEMENT_ ID=7055 (дата обращения: 10.11.16).

20. Хобраков Ц. Тэнгис, мун гол - тулгаболохонэрэнууд // Буряад Унэн, 2012.

21. Хобраков Ц. Методика медитативного построения личной ступы в практике некоторых видов восточных боевых искусств. ― Улан-Удэ, 2009.