Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Абаев Н. В.
ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Р. В. ЛЕБЕДЕВЫМ НАДПИСИ НА НЕБЕСНОМ КАМНЕ-БУУМАЛЕ // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2017. №2. . - С. 33-46.
Заглавие:
ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Р. В. ЛЕБЕДЕВЫМ НАДПИСИ НА НЕБЕСНОМ КАМНЕ-БУУМАЛЕ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753Х-2017-2-33-46УДК: 902
Аннотация:
В статье на основе предыдущих работ о роли «саянидов», первоначального автохтонного этнического субстрата Транс-Саянии и Горного Алтая, в этнокультурогенезе тюрко-монгольских народов Внутренней Азии, в частности в формировании их тэнгрианской религии Вечного Синего Неба-Тэнгри, а также опираясь на концепцию исторической роли этногеографического региона Саяно-Алтая как важнейшего
этнокультурного и цивилизационно-геополитического центра Евразии (Н. В. Абаев,Р. В. Лебедев), автор выделяет в этом этногеографическом и духовно-культурном центре два относительно самостоятельных и взаимосвязанных ареала, разделенных Енисеем (Улуг-Хем) – «саянидский» и горно-алтайский. Общим для обоих этнокультурных ареалов было наличие «эндемичных» (по Р. В. Лебедеву), т.е. отсутствующих в других регионах этнокультурных феноменов – топонимов, гидронимов этнонимов и пр.
В статье анализируется также надпись на одном из таких «эндемиков» – Небесном Камне-Буумале (в переводе и интерпретации) Р. В. Лебедева, которая свидетельствует о том, что на этом камне записано первоначальное «прото-Евангелие», или, иначе «пред-Евангелие». Кроме того, как считает автор данной статьи, в надписи на этом камне содержатся самые ранние для Евразии сотериологические концепции о
Сыне Неба как о мессии и универсальном Вселенском Спасителе.
Ключевые слова:
Транс-Саяния, «саяниды», «эндемик», Горный Алтай, Вечное Синее Небо-Тэнгри, Енисей (Улуг-Хем), Небесный Камень-Буумал, «протоЕвангелие», сотериологические концепции, мессия, Вселенский Спаситель.
Список литературы:
1. Абаев Н. В. «Саяниды» и сакральная символика мифологемы «Три Солнца» в тэнгрианской религии: опыт реконструкции и интерпретации // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. – 2016. – Вып. 1.– Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. – с. 5–12.

2. Абаев Н. В. «Древнее Слово» Э. Сведенборга (по Джеймсу Брашу). Комментарии. Перевод [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=Ay8oIsxdP3YC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения 30.03.2017).

3. Абаев Н. В. О прародине всех тюрков и монголов: «Эрненекон», «Эргунэ-Хун» или Танну-Урянхая? // Новые исследования Тувы. Вып. № 1 (9), 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tuva.asia/journal/issue_9/3042-abaev.html (дата обращения 30.03.2017).

4. Абаев Н. В. О роли митраизма и героического эпоса тюрко-монгольских народов в формировании арийско-туранской цивилизации Внутренней Азии // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. – Вып. 4. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015.

5. Багадаев Д. Д. Большой Небесный Олень. – Улан-Удэ: НоваПринт, 2016.

6. Бичелдей У. П. Тэнгрианство у тувинцев и Махаяны: история и взаимодействие: автореф. дис... д-ра (Ph.D.) религиноведения. – Улан-Батор, 2012. – 30 с.

7. Лебедев Р. В. Интерпретация некоторых сакральных топонимов Саяно-Алтая в свете этногонических тюрко-монгольских мифов // Гуманитарные исследования Внутренней Азии. Вып. 1. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017. – С. 16–28.

8. Лебедев Р. В. Расшифровка фрагмента надписи на Небесном камне Багадаева Дм. [Электронный ресурс]. Режим доспупа: https://yadi.sk/i/vixpb7yV3GXrnA?force_show=1 (дата обращения 01 апреля 2017 г).