Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Сосновская И. В.
ОТ ПОЭТИКИ И КОНТЕКСТОВ – К СМЫСЛУ: О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА // Вестник БГУ. Филология. - 2020. №4. . - С. 47-55.
Заглавие:
ОТ ПОЭТИКИ И КОНТЕКСТОВ – К СМЫСЛУ: О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Финансирование:
Коды:
УДК: 821.161.1
Аннотация:
Статья, написанная в русле рецептивной эстетики, посвящена особенностям вос- приятия и методам понимания читателем поэтического текста. Опираясь на предложенные известными отечественными учеными-литературоведами методики, автор показывает, как, воспринимая и интерпретируя классические поэтические произведения русской поэзии, в том числе сложные тексты Б. Л. Пастернака и М. И. Цветаевой, можно открывать художественные и вечные бытийные смыслы с точки зрения поэтики и ассоциативной работы сознания читателя, основанной на привлечении контекстов. Особое внимание уделяется выделению мотивов, образов стихотворений, их стиховой структуры, а также привлечению близких и дальних контекстов, помогающих понять смысл стихотворения. В статье учитывается понимание поэзии юными читателями, возможности использования механизмов рецепции школьными преподавателями литературы.
Ключевые слова:
поэтический текст; стиховедение; восприятие; интерпретация; читатель; смысл, образ; мотив; ритмика; строфика; контекст.
Список литературы:
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 445 с.

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М.: Высшая школа, 1993. 272 с.

Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа // М. Л. Гаспаров. О русской поэзии. СПб., 2001. С. 11–26.

Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.; Л.: Про- свещение, 1966. 265 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003. Т. 3. 921 с.

Есин А. Б., Касаткина Т. А. Система эмоционально-ценностных ориентаций // Филологические науки. 1994. № 5–6. С. 10–19.

Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство–СПБ, 2000. 704 с.

Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприя- тие школьников. Л.: ЛГПИ им. А. Н. Герцена, 1974. 175 с.

Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1990. 511 с.

Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.

Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 378 с.

Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. Л., 1979. 575 с.

Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. СПб.: Детгиз, 2004. 240 с.