Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Аякова Ж. А.
,
Серебрякова Ю. А.
БУДДИЙСКАЯ ЭТИКА: СЧАСТЬЕ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ // Вестник БГУ. Философия. - 2021. №1. . - С. 35-45.
Заглавие:
БУДДИЙСКАЯ ЭТИКА: СЧАСТЬЕ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2021-1-35-45УДК: 1:294.3
Аннотация:
Счастье является фундаментальной категорией человеческого бытия. Глобализация и современные проблемы человечества влекут значительные ценностные изменения в общественном сознании и смещение мировоззренческих ориентиров. В таких условиях наиболее остро встают вопросы морали и этики. Буддизм относится к категории этических учений, поскольку буддийская традиция породила богатейший дискурс в области морали и нравственного поведения. Этика буддизма заключается в том, что результатом позитивного деяния является счастье, а результатом негативного деяния — страдание. В статье обсуждается буддийская концепция абсолютного счастья — просветленного ума 1 и относительного счастья — добродетельной жизни. Абсолютное счастье — это путь внутреннего исследования, относительное счастье находится в зависимости от внешних факторов. В частности, в статье рассматриваются некоторые методы и практики, которые буддизм использует для тренировки ума, для достижения счастья как пути к просветлению, так и счастья в повседневной жизни.
Ключевые слова:
буддизм; ум; счастье; страдание; сострадание; бодхичитта; дуккха; махасукха; интегральная этика; К. Уилбер.
Список литературы:
Далай-лама. Больше, чем религия. Этика для всего мира / пер. с англ. Н. Инозем- цовой. М., 2016. 224 с.

Его Святейшество Далай-лама. «Что такое ум?». URL: https://fpmt.ru/hhdl_mind/ (дата обращения: 01.02.2021). Текст: электронный.

Далай-лама, Говард К. Катлер. Искусство быть счастливым. Руководство для жизни. М.: София, 2009. 288 с.

Уилбер К. Интегральное видение. URL: https://mir-knig.com/read_264276-1 (дата обращения: 10.11.2020). Текст: электронный.

Шантидева. Путь бодхисаттвы. Бодхичарья-аватара. М., 2016. 280 с.

Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000. 538 с.

Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу. Является ли просветление абсолютным сча- стьем. URL: http://www.dharmawiki.ru/index.php (дата обращения: 15.11.2020). Текст: электронный.

Далай Лама ХIV. Буддийская практика: путь к жизни, полной смысла. М.: Со- фия, 2003. 208 с.

Турман Р. Вклад буддизма в глобальную цивилизацию в контексте современного мирового кризиса: где мы находимся? Что мы должны делать? Каковы перспективы успеха или поражения // Буддизм в контексте диалога культур: сб. ст. / отв. ред. Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. 384 с.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1992. 544 с.

Angus Deaton. Who Just Won Nobel Prize, Thinks A $75,000 Salary Makes You Happy. URL: http://www.forbes.com/sites/dandiamond/2015/10/12/ (дата обращения: 27.11.2020). Текст: электронный.

Аякова Ж. А. Буддизм на Западе: медитация, ум и жизнь. Улан-Удэ, 2020. 240 с.

Wallace B. Alan. Contemplative Science: Where Buddhism and Neuroscience Con- verge. N. Y.: Columbia University Press, 2007. 211 р.

Jetsunma Tenzin Palmo. Into the heart of life. N.Y.: Snow Lion Publication, 2011. 192 р.