Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Донская Н. С.
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ. ВЗГЛЯД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ П. В. ГОРЫ // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2022. №4. . - С. 81-86.
Заглавие:
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ. ВЗГЛЯД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ П. В. ГОРЫ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753X-2022-4-81-86УДК: 373.5.016:94
Аннотация:
Формирование исторических понятий в сознании учащихся — важная педагогическая проблема, решение которой предлагает научно-методическая школа П. В. Горы. В статье освещается подход научно-методической школы к процессу формирования исторических понятий у школьников, который в свое время разрабатывался П. В. Горой и его учениками. Рассматривается возможность применения методических разработок научной школы в области формирования исторических понятий на современном этапе развития методики преподавания истории. Акцентируется внимание читателя на необходимости воспитания у учащихся диалектического мышления в процессе формирования сложных по своему содержанию исторических понятий. Научно обосновывается поэтапное изучение длительных исторических явлений, которые следует разделять на относительно законченные части. Поэтапно усваивая сложную историческую информацию, ученики формируют в своем сознании целостную историческую картину мира. В области познания единичных фактов и явлений устанавливается целесообразность применения формальной логики для формирования логических понятий. Рассматриваются пути выявления в ходе сравнения исторических понятий новых качеств исторического явления. Исследования П. В. Горы были развиты в трудах его учеников, которые с возрастающей широтой подходят к проблеме формирования исторических понятий.
Ключевые слова:
исторические понятия, метапредметные результаты, читательская грамотность, исторические термины, образные представления, научно-методическая школа П. В. Горы
Список литературы:
1. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 13–33. Текст: непосредственный. 2. Гора П. В. Работа учителя над формированием основных исторических понятий в сознании учащихся VIII класса на материале истории СССР: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 1950. 419 с. Текст: непосредственный. 3. Гора П. В. Роль приемов учебной работы в формировании марксистско-ленинского понимания истории и развитии познавательных возможностей учащихся // Пути формирования научного мировоззрения на уроках истории: материалы международной конференции / под редакцией М. А. Емельянова. Москва: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1977. 354 с. Текст: непосредственный. 4. Станкевич В. А. Применение теоретических знаний в процессе формирования у учащихся IX класса понятия «диктатура пролетариата» на материале отечественной ис-тории: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 1982. 254 с. Текст: непосредственный.

5. Короткова М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике: учебник. Москва: Изд-во МПГУ, 2020. 248 с. Текст: непосредственный.

6. Стрелова О. Ю. Использование PISA-текстов в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 6. С. 76–80. Текст: непосредственный.

7. Стрелова О. Ю. Ключевые аспекты подготовки учителей к использованию PISA-инструментария в обучении истории: ЧГ-умения // Преподавание истории в школе. 2020. № 10. С. 48–53. Текст: непосредственный.

8. Стрелова О. Ю. Задания для развития читательской грамотности и школьный курс истории // Преподавание истории в школе. 2021. № 2. С. 12–18. Текст: непосредственный.

9. Стрелова О. Ю. ЧГ-задание на уроке истории // Преподавание истории в школе. 2021. № 5. С. 57–63. Текст: непосредственный.