Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Принцип единства и целостности тэнгрианско-буддийской цивилизации // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2015. №3. . - С. 3-15.
Заглавие:
Принцип единства и целостности тэнгрианско-буддийской цивилизации
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2306-753X-2015-3-5-15УДК: 2-1
Аннотация:
В статье рассматриваются общие исторические, этногенетические, культурологические и религиозно-философские факторы, которые обусловили общность и внутреннее родство тэн-грианства и Северного буддизма Махаяны, что сыграло решающую роль в синтезе «тэнгризма» и буддизма в Средневековье.
Авторы считают, что тэнгрианство и буддизм фактически возникли в этногенетическом и цивилизационно-культурном отношении как близкородственные религиозные традиции, корни которой уходят в первоначальную арийско-туранскую религию прамонголов и прототюрков, зародившуюся в Саяно-Алтайской этнокультурной зоне Южной Сибири, которая является Прародиной тюрко-монгольского тэнгрианства и так называемой религии ариев, от которой уже в Индии ответвился буддизм, а также колыбелью всей Евразийской кочевнической (пас-тушеской) цивилизации.
В статье анализируются также общие истоки туранско-арийской цивилизации, к которой принадлежат такие развитые религиозно-философские учения, как зороастризм, его особая ветвь – митраизм, тибетская религия Бон, китайский даосизм, алтайский Ак-Дян (Ак-Jang, хак. Ак-Чаян) и бурят-монгольский вариант тюрко-монгольского тэнгрианства как синкретическая религия, сформировавшаяся в результате синтеза митраистско-зороастрийских традиций с су-губо кочевническими этнокультурными традициями.
Ключевые слова:
Евразийская Мегацивилизация, единство и целостность тэнгриаско-буддийской цивилизации, туранско-арийская цивилизация, кочевническая цивилизация Евразии, зороастризм, митраизм, тибетская религия Бон, китайский даосизм, алтайский Ак-Дян (Ак-Jang, хак. Ак-Чаян), бурят-монгольский вариант тюрко-монгольского тэнгрианства, тибетский буддизм Махаяна, эпос Гэсэр.

Список литературы:
1. Абаев Н. В. Отражение религиозно-мифологических представлений народов Саяно-Алтая в скифо-сакской мифологии // Вестник БГУ. Cер. 16. Политология, культурология. – Вып. 1. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004.

2. Абаев Н. В. Небесный Змей-Дракон в воинских культах тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая и Центральной Азии // Г. Н. Потанин и народы Алтае-Саянского Горного региона: через поколение в будущее. – Горно-Алтайск, 2005.

3. Абаев Н. В. Карма-йога в искусстве стрельбы из лука: некоторые метафизические и этико-психологические аспекты // Проблемы, перспективы подготовки высококвалифициро-ванных спортсменов по стрельбе из лука: мат-лы межд. науч.-практич. конф. – Якутск: Изд-во СВФУ им. М. К.Аммосова, 2014.

4. Абаев Н. В. О культе Небесного Змея-Дракона в искусстве боевого и спортивного единоборства бурят-монголов // Боевые искусства и спортивные единоборства Востока и Запада: история, современность и перспективы: мат.-лы междунар. науч.-прак. конф. (Улан-Удэ, 5 июня 2014 г.).

5. Абаев Н. В. О чем поведал Мадарский всадник участникам V-й Международной кон-ференции по тэнгрианству в Болгарии (г. Варна). Режим доступа: http://tengrifund.ru/madarskij-vsadnik.html

6. Абаев Н. В. Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурят-монголов. Изд. 2-е, испр. и доп. – Иркутск, 2015.

7. Абаев Н. В. Культ священных гор и Ёхор в контексте идеи метафизического «круга» // Круговые танцы: Природа – Человек – Космос: коллективная монография. – Якутск, 2014.

8. Абаев Н. В., Дашням Л. Изучение духовно-культурных основ тэнгрианско-буддийской цивилизации Центральной и Внутренней Азии в работах У. П. Бичелдей // По мосту времени – из прошлого в будущее. – Кызыл, 2014.

9. Абаев Н. В., Хобраков Ц. С. Бурят-монгольская школа единоборства «Шонын-баша» – Стиль Небесного Волка / отв. ред. Н. В. Абаев. – Улан-Удэ, 2015.

10. Абаева Л. Л. Этническая культура монгольских народов в контексте буддийских тра-диций и современной науки // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 6. Философия, социология, политология, культурология. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011.

11. Абаева Л. Л. Религиозная культура монгольских народов в пространстве и времени // Олонулсынмонголчэрдэмтдийн Х Их Хурлынилтгэлууд. – Iботь. Улаанбаатар хот, 2012 он.

12. Аbaeva L. Religious indentity of indigenous peoples in Central Asia and Siberia in the modern time. - Karadeniz. Black Sea. – Vol. 19, 2013.

13. Аверьянов Б. В., Абаев Н. В. Митраизм в символике Мадарского всадника (по мате-риалам 5-й международной конф. по тэнгрианству в Болгарии) // Межкультурная коммуника-ция: основы дидактики. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015.

14. Аверьянов Б. В., Абаев Н. В. Хас-тамга в бурят-монгольском тэнгрианстве в период квантового перехода (19.09.2015). Режим доступа: http://asiarussia.ru/articles/9161/.

15. Байжумин Ж. История рождения, жизни и смерти пастуха Авеля. Арийский лексикон. – Алматы, 2009. Кн.1-2.

16. Байжумин Ж. Туран. Взгляд на историю человечского общества. – Алматы, 2012. Тетр. 1-4.

17. Балданжапов П. Б. Заметки о топонимике Забайкалья // Этнографический сборник. – Улан-Удэ. – Вып.1, 1960.

18. Балданжапов П. Б. АлтанТобчи. – Улан-Удэ, 1970.

19. Илиев А. Л. Тангра и болгары // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: мат-лы 4-ой Межд. науч.-прак. конф. (09-10 октября 2013 г.). – Улан-Батор, 2013.

20. Коваль А. С. Симаргл или Василевс (Посланник между небом и землей) // Мат-лы 5 Межд. науч.-практич. конф. (20-25 сентября 2015 г. Варна (Болгария)). – София: БЪДНИК, 2015.

21. Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и сред-невековье). – Улан-Удэ, 1999.

22. Котожеков А. И. «Алтын Арчол» – как понятие высшего пути в тенгрианстве // Тен-грианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Материалы 4-ой Межд. науч.-практич. конф., 09-10 октября 2013 г. – Улан-Батор, 2013.

23. Котожеков А. И. Сборник материалов IV-й Международной научно-практической конференции «Проблемы изучения Тенгри в аспекте мировоззренческой культуры». См. также на сайте МФиТ: tenrifund.ru

24. Котожеков А. И. Астория (Ас Тёёри) / Астара м удурicтi – асская мудрость / Историко-философское эссе.– Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2015.

25. Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. – Новосибирск, 1989.

26. Миронова В. Ю. Мир после квантового перехода (23.11.2014 г.). http://www.vrata11.ru/index.php?Itemid=33&catid=13:2011-03-15-23-51-40&id=882:2014-&option=com_content&view=article

27. Нейкова Р. «Не унижайте наших богов…» // Тенгрианство и эпическое наследие на-родов Евразии: истоки и современность. Материалы 4-ой Межд. науч.-практич. конф., 09-10 октября 2013 г. – Улан-Батор, 2013.

28. Федорова Л. В. Идеи тенгрианства и сакральность института власти // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Материалы 4-ой Межд. науч.-прак. конф., 09-10 октября 2013 г. – Улан-Батор, 2013.

29. Федорова Л. В. Сокральное в идеологии евразийства: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2013.

30. Федорова Л. В., Абаев Н. В. Тэнгрианство и «шаманизм»: принципиальные различия стадиально-типологических форм религии // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. – Вып. 13.

31. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. – Улан-Удэ, 1972 г.

32. Чагдуров С. Ш. Поэтика Гэсэриады. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1993.

33. Чагдуров С. Ш. Происхождение Гэсэриады. – Новосибирск, 1980.

34. Чагдуров С. Ш. Эргунэ-хун – прародина монголоязычных родов и племен // Между-народный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1997 г.): Докл. Российской делегации. – М., 1997.

35. Чагдуров С. Ш. Горная Бурятия – прародина всех монголов // Филологический сбор-ник. – Улан-Удэ, 1999.

36. Spas Mavrov. Kholobar. The secrets of Tangraism. – Varna: Dangrafik, 2007.