Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Аверьянов Б. В.
,
Абаев Н. В.
,
Гармаева Т. И.
О правомерности использования термина «шаманизм» в контексте методологии тэнгриведческих исследований // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2015. №3. . - С. 23-34.
Заглавие:
О правомерности использования термина «шаманизм» в контексте методологии тэнгриведческих исследований
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2306-753X-2015-3-23-34УДК: 167
Аннотация:
В статье анализируется вопрос о происхождении терминов «шаманство» и «шаманизм» в связи с последними тэнгриведческими исследованиями о влиянии религии Вечного Синего Неба и митраизма, а также религии Бон, на народные верования и культы тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии. Авторы статьи считают, что эти термины, введенные в научный оборот Д. Банзаровым, были взяты из архаической тунгусо-маньчжурской эт-ноконфессиональной традиции и искусственно навязаны тюрско-монгольским народам, у ко-торых термины «шаманство» и «шаманизм» отсутствовали, но имелись различные формы тэн-грианства и «религии ариев» (митраизм, зороастризм).
Ключевые слова:
шаманство, шаманизм, религия Вечного Синего Неба, тэнгрианство, митраизм, зороастризм, монотеитическая религия, тунгусо-маньчжурская этноконфессиональная традиция, народные верования и культы тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии.
Список литературы:
1. Абаев Н. В. Некоторые мировоззренческие и духовно-культурные факторы организа-ции и самоорганизации «кочевой» цивилизации // Вестник Тувинского государственного уни-верситета. Вып.1. Социальные и гуманитарные науки. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2009.

2. Абаев Н. В., Фельдман В. Р. Этноконфессиональные традиции и экологическая куль-тура народов Центральной Азии и Алтай-Байкальского региона. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2007.

3. Абаев Н. В., Фельдман В. Р., Аракчаа Л. К. Экологическая культура народов Цен-тральной Азии и Алтай-Байкальского региона в контексте палеоантропологических исследо-ваний. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005.

4. Абаева Л. Л. Этническая культура монгольских народов в контексте буддийских тра-диций и современной науки //Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 6. Фи-лософия, социология, политология, культурология. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011.

5. Аbaeva L. Religious indentity of indigenous peoples in Central Asia and Siberia in the modern time. – Karadeniz. Black Sea. - Vol. 19, 2013.

6. Банзаров Д. Собрание сочинений. – 2 доп. издание. – Улан-Удэ, 1997.

7. Гумилев Л. Н. Древнемонгольская религия // Доклады Геогр. Об-ва СССР. – Вып. 5. – Л., 1968.

8. Гумилев Л. Н., Кузнецов Б. И. Две традиции древнетибетской картографии // Вестник ЛГУ. – № 24. – 1969.

9. Кузнецов Б. И., Гумилев Л. Н. Бон (древняя тибетская религия) // Доклады Геогр. об-ва СССР. – Вып. 15. – Л., 1971.

10. Федорова Л. В. Сакральное в идеологии евразийства: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2013.

11. Фельдман В. Р. Цивилизация: Социально-философские теории, сущность, историче-ские формы. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2002.