Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Дроботушенко Е. В.
ЗАКРЫТИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬЯ В 20–30-е годы XX в. КАК АСПЕКТ РЕПРЕССИВНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2017. №3. . - С. 49-55.
Заглавие:
ЗАКРЫТИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬЯ В 20–30-е годы XX в. КАК АСПЕКТ РЕПРЕССИВНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753Х-2017-3-49-55УДК: 94(47)+2-9
Аннотация:
В статье репрессивная политика Советского государства рассматривается через закрытие православных храмов, часовен, молитвенных домов. Гонения на религию происходили не только посредством гонений на священнослужителей. Огромное значение в секуляризации духовных ценностей имело именно закрытие построек культового назначения, которые являлись маркерами распространения религии на определенной территории, материальным выражением духовности, веры, религиозным символом. Вопреки широко распространенной точке зрения, что православные храмы в регионе практически все были закрыты во время гонений на религию в 1920–1930-е гг., автор говорит о двух волнах закрытия. Вторая приходится на 50-е годы XX в. Отмечается, что, несмотря на относительную известность того, какие соборы, церкви, часовни и молитвенные дома Русской Православной Церкви (РПЦ) в Забайкалье были закрыты в разное время, на сегодняшний день имеющиеся науч-ные публикации общей картины происходившего не дают. Так же, как данные, при-водимые в различных статьях, монографиях, научно-популярных заметках есть да-леко не по всем существовавшим в регионе постройкам культового назначения. Основным же выводом является замечание о том, что в результате гонения со стороны власти на православную церковь, в Забайкалье остались единичные церкви, из которых на сегодняшний день восстановлена только часть. Требуется как серьезная работа с источниками по воссозданию наиболее полной картины закрытия храмов в регионе, так и активная деятельность по восстановлению тех церквей, которые сегодня находятся в плачевном состоянии.
Ключевые слова:
религия, православие, храм, верующие, власть, политика, социум, репрессии, гонения, Забайкалье
Список литературы:
1.Бунин А. Ю. Православное сообщество Курского края в условиях советской антирелигиозной политики 1920–1930-х гг. // Научные ведомости. Серия: История, политология, экономика, информатика. № 19 (138). Вып. 24. 2012. С. 124–129.

2.Васильева О. Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание // Православие.ru. URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/sovietstate-church.htm (дата обращения: 10.09.2017).

3.Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Ф. Р-5263, Оп. 1. Д. 2.

4.ГАРФ, Ф. Р-5263, Оп. 1. Д. 61.

5.ГАРФ, Ф. Р-5263, Оп. 1. Д. 69.

6.ГАРФ, Ф. Р-5263, Оп. 1. Д. 131.

7.ГАРФ, Ф. Р-6991, Оп. 1, Д. 516

8.ГАРФ, Ф. Р-6991, Оп. 1, Д. 1206.

9.Горина К. В., Новиков А. Н. Приграничные особенности территориальной организации Русской Православной Церкви в Забайкальском крае // Геополитический потенциал трансграничного сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Владивосток: Дальнаука Издательство ВГУЭС, 2010. С. 438–455.

10.Закон Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 (в редакции от 09.03.2016 г.) // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1619/e07123f93cc99d707eee3fd50529d8d7f92a0c06/ (дата обращения: 17.09.2017).

11.Козлов Ф. Н. Закрытие церквей как элемент государственной антирелигиозной политики в конце 1920–начале 1930-х годов (по материалам национальных республик Среднего Поволжья) // Вестник Чувашского университета. № 1. 2014. С. 32.

12.Королева Л. А. Закрытие церквей в СССР в 1930-е гг. (на примере Пензенского региона) // Международный научно-исследовательский журнал. № 4–7 (46). 2016. С. 50–52.

13.Митыпова Г. С. История ликвидационных процессов в контексте государственной, религиозной политики советского периода (1917–1945 гг.): по материалам Национального Архива Республики Бурятия, архивов ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ) // Вестник ИрГТУ. Вып. 6. 2006. С. 67–75.

14.Цыремпилова И. С. Документальное наследие РПЦ в исследовании государственно-церковных взаимоотношений в 1917–1930 гг. на территории Байкальского региона // Власть. № 9. 2012. С. 160–163.

15.Цыремпилова И. С. Русская Православная Церковь и государственная власть в 1917–1930-е гг. (на материалах Байкальского региона): дис … д-ра ист. наук: 07.00.02. Улан-Удэ: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2009. 491 с.

16.Цыремпилова И. С. Русская Православная Церковь и государство: история взаимоотно-шений в 1917–1930-е гг. (на материалах Байкальского региона) / И. С. Цыремпилова. — Улан-Удэ: ИПК ВСГАКиИ, 2008. — 300 с.

17.Цыремпилова И. С., Злыгостева Ю. Г. Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви (Совета по делам религий) в 1940–1980-х гг. (на примере Байкальского региона) // Власть. № 10. 2010. С. 47–50.

18.Curtiss J. S. The Russian church and the Soviet state, 1917-1950. Boston: Little, Brown, 1953. 387 p.

19.Husband W. B. “Godless Communists”: Atheism and Society in Soviet Russia, 1917–1932. De-Kalb: Northern Illinois University Press, 2000. 258 p.

20.Pospielovsky D. A. History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer. Vol. 3. N-Y: St. Martin's Press Inc., 1987. Vol. 1. A History of Marxist-Leninist Atheism and Soviet Antireligious Policies. 189 p.; Vol. 2. Soviet Anti-Religious Campaigns and Persecution. 275 p.; Vol. 3. Soviet Studies on the Church and the Believer's Response to Atheism. 325 p.

21.Pospielovsky D. The Russian Church under the Soviet Regime 1917–1982. Vol. 2. N.-Y: St. Vladimir's Seminary Press, 1984. Vol. 1. 248 p.; Vol. 2. 535 p.

22.Pospielovsky D. History of the Orthodox Church in the History of Russian 1998. N.-Y: St Vladimir's Seminary Press. 413 p.