Научные журналы
Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
РУСENG
Вход

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Хомяков С. В.
ДЕФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СООБЩЕСТВА БУРЯТИИ В УСЛОВИЯХ «БОЛЬШОГО ТЕРРОРА» // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2017. №3. . - С. 72-77.
Заглавие:
ДЕФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СООБЩЕСТВА БУРЯТИИ В УСЛОВИЯХ «БОЛЬШОГО ТЕРРОРА»
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753Х-2017-3-72-77УДК: 94 (47+57)
Аннотация:
Данная статья посвящена отражению средствами массовой информации некоторых аспектов общей ситуации коллективного мировоззрения Бурят-Монгольской АССР в 1930-е гг. В период, когда по всей стране шли аресты людей из самых разных социальных слоев, профессий и возраста, газеты, радио и кино настойчиво пропагандировали строительство счастливого социалистического общества. Неудачные действия
советских властей в области сплошной коллективизации в самом начале 1930-х гг.,провал первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, падение уровня жизни городского и особенно сельского населения, очевидная несостоятельность и односторонность метода социалистического реализма в культуре – все это старательно ретушировалось, либо, если это было невозможно, то вся вина возлагалась на саботаж или несостоятельность местной власти, культурной и интеллектуальной
элиты. Кроме всего прочего, это позволяло центральной власти обосновать существование в стране т. н. «врагов народа», которые мешают стране окончательно прийти к коммунистическому обществу и передовым позициям в мире.
Данные процессы не обошли и Бурят-Монгольскую АССР. В 1930-е гг. в Бурятии произошло также окончательное смещение вектора отношения советской власти к православию, буддизму, шаманизму и старообрядчеству. Если начиная с периода окончания Гражданской войны шла кампания по атеизации населения, которая то затухала, то вновь активизировалась, то в 1930-е гг. служители религиозных культов подвергаются репрессиям, а церкви и дацаны массово закрываются. Средства массовой информации при этом старательно формируют представление о том, что абсолютное большинство населения республики одобряет действия властей в данном направлении и само является источником активизации подобных действий.
Ключевые слова:
атеизация, «культ личности», советский человек, политические репрессии, общественное сознание, средства массовой информации, религия.
Список литературы:
1. Болотов Б. О праве на образование // Бурят-Монгольская правда. 1936. 5 нояб. 7 с.

2. Галсанов Ц. «Сталин-Батор» // Бурят-Монгольская правда. 1939. 1 мая. 6 с.

3. Митинг в честь Ильича // Бурят-Монгольская правда. 1937. 22 янв. 7 с.

4. Митинг на Стеклозаводе // Бурят-Монгольская правда. 1937. 25 янв. 7 с.

5. «Мы были в Москве, мы видели Сталина!» // Бурят-Монгольская правда. 1936. 11 янв. 7 с.

6. Намсараев Х. «Великому Сталину» // Бурят-Монгольская правда. 1936. 7 нояб. 8 с.

7. Николаев В. В Улан-Удэнском музее // Бурят-Монгольская правда. 1935. 16 окт. 7 с.

8. Новый музей // Бурят-Монгольская правда. 1939. 1 янв. 9 с.

9. Празднование 7 ноября в Улан-Удэ // Бурят-Монгольская правда. 1937. 10 нояб. 7 с.

10. Речи тов. Аржутовой и Бадмаева // Бурят-Монгольская правда. 1936. 11 янв. 6 с.

11. Ситуация в комсомоле // Бурят-Монгольская правда. 1938. 7 нояб. 7 с.

12. Спектор М. Новый быт у старообрядцев // Бурят-Монгольская правда. 1937. 1 янв. 7 с.

13. Цит. по: Ербанов М. Н. Бурят-монголы у великого Сталина. Улан-Удэ: Бургосиздат, 1936. 115 с.