Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Жукова Н. Е.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ О ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В БУРЯТ-МОНГОЛИИ (1920–1930-Е ГГ.) // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2018. №2. . - С. 48-53.
Заглавие:
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ О ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В БУРЯТ-МОНГОЛИИ (1920–1930-Е ГГ.)
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753X-2018-2-48-53УДК: 94 (571.54)
Аннотация:
Представленная статья посвящена одному из самых неоднозначных периодов в ис-
тории становления советской государственности — борьбе с религиозными инсти-
тутами и насаждением атеистической, коммунистической идеологии. В вводной
части статьи автором определена научная проблематика, территориальные и хроно-
логические рамки исследования. Автором предпринята попытка реконструкции фе-
номена антирелигиозной пропаганды и агитации в открытой печати на примере рес-
публиканской газеты Бурят-Монгольская правда. Обращение к периодической
печати позволило зафиксировать позицию населения по вопросам антирелигиозной
борьбы, установить и передать общий эмоциональный фон, на котором происходи-
ли рассматриваемые процессы.
В Бурят-Монгольской правде получили освещение такие формы антирелигиозной
борьбы рубежа 1920–1930-х гг. как снятие колоколов с православных храмов, тре-
бование трудящихся о запрете религиозных праздников, диспуты с буддийскими
священниками по вопросам богословия. Проявлением антирелигиозной пропаганды
стала дискредитация образа священнослужителей, предание публичности их пове-
дения, выходящего за рамки предписанные саном. Для такого рода заметок харак-
терны подбор уничижительной лексики для описания события, так и нарочитая на-
смешка над неподобающим поведением священнослужителя.
В заключении автором сделан вывод о том, что освещение радикального этапа
борьбы с религией на страницах газеты Бурят-Монгольская правда было односто-
ронним и тенденциозным. Дискредитация религиозных практик, обрядов, образа
священнослужителей создавала необходимый идеологический фон, обостряла атмо-
сферу антирелигиозной борьбы.
Ключевые слова:
религии в Республике Бурятия, государственная власть, антирели-
гиозная борьба, православное и буддийское духовенство, союз безбожников, без-
божники в Бурятии, газета Бурят-Монгольская правда
Список литературы:
1. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (Дата обращения: 29.04.18).

2. Дроботушенко Е. В. Антирелигиозная деятельность власти в Забайкалье в конце 1920-х –

первой половине 1930-х гг. / Е. В. Дроботушенко // Гуманитарный вектор. – Чита, 2012. – № 2 (30). –

С. 115.

3. Жукова Н. Е., Палхаева Е. Н. Общественные организации Бурятии в 1920-е гг.: опыт исто-

рического развития / Н. Е. Жукова, Е. Н. Палхаева. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. –

С. 103.

4. Единогласно голосуем закрыть церкви, синагоги и снять колокола // Бурят-Монгольская

правда. – № 14 от 17 января 1930 г. – с. 6.

5. О диспуте с Агван Доржиевым // Бурят-Монгольская правда. – № 36 от 13 февраля 1929 г. –

С. 2.

6. Отец протодьякон // Бурят-Монгольская правда. – № 299 от 28 декабря 1929 г. – С. 4.

7. Палхаева Е. Н. Трансформация государственности бурят в ХХ – ХХI вв. / Е. Н. Палхаева. –

Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. – 321 с.

8. Пасху праздновать не следует // Бурят-Монгольская правда. – № 90 от 20 апреля 1929 г. – С. 3.

9. Первый республиканский съезд безбожников // Бурят-Монгольская правда. – № 46 от 26

февраля 1929 г. – С. 4.

10. Уставщики-звери // Бурят-Монгольская правда. – № 66 от 22 марта 1928 г. – С. 4.

11. Фартусов Д. Б. Политический террор в Бурят-Монгольской АССР в 1930-е гг. в отношении

старообрядческого духовенства / Д. Б. Фартусов // Известия Иркутского государственного

университета. Серия «Политология. Религиоведение». – 2017. – Том 19. – С. 112–116.