Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Подлиняев О. Л.
,
Шишарина Н. В.
,
Ромм Т. А.
ПРОБЛЕМА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ НЕЙРОДИДАКТИКИ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2019. №1. . - С. 63-70.
Заглавие:
ПРОБЛЕМА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ НЕЙРОДИДАКТИКИ
Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013- 00298 А «Гигиеническая оценка инновационных педагогических технологий в образовательных организациях»).
Коды:
УДК: 371.7 (077)
Аннотация:
Рассматривается проблема гигиенической оценки школьных образовательных технологий с позиции нейродидактики. Представлены результаты исследований психического и физического здоровья современных школьников, показывающие, что абсолютное большинство учащихся, за период школьного обучения, приоб- ретают различные заболевания, в том числе, хронического характера. Среди ос- новных факторов, ведущих к нарушению здоровья, выделяются дидактогенные, связанные с игнорированием индивидуальных нейрофизиологических и нейро- психологических особенностей школьников, к которым относятся: тип темпера- мента, тип сенсорно-перцептивной организации (модальность внутреннего опы- та), латеральный профиль головного мозга. В статье приводятся основные нейродидактические требования к осуществлению образовательного процесса, определяемые необходимостью учёта наиболее существенных особенностей обучающихся и позволяющие снизить риск дидактогенных стрессов у школьни- ков.
Ключевые слова:
гигиеническая оценка педагогических технологий, нейроди- дактика, дидактогенные стрессы.
Список литературы:
Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сергиев Посад, 2004. 79 c.

Кекелидзе З. И. Определение закономерностей влияния социальных, стрессовых, экологических и этнокультуральных факторов на уровень общественного пси- хического здоровья в России // Федер. мед. исслед. центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского. М.: НИОКР, 2014. 300 c.

Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся. Методические рекомендации. Иркутск: ИИПК- РО, 2014. 24 с.

Медведева А. А. К вопросу о дидактогенном неврозе // Учен. зап. Таврич. нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. Философия. Культурология. Политология. Социо- логия. Симферополь, 2010. Т. 23, № 1. С. 167–171.

Подлиняев О. Л., Морнов К. А. Актуальные проблемы нейропедагогики // Вестник Кемеровского государственного университета // журнал теоретических и прикладных исследований. Кемерово: КемГУ, 2015. № 3(63) Т. 1. С. 126–130.

Подлиняев О. Л., Морнов К. А. Дидактогенные стрессы у современных школьников: причины возникновения, пути профилактики и коррекции // Проблемы социально-экономического развития Сибири. Братск: БрГУ, 2016. № 3(25). С. 198– 204.

Подлиняев О. Л. Учёт нейропсихологических особенностей учащихся в обра- зовательном процессе // Школьные технологии. М., 2014. С. 152–160.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Изд-во МОДЭК, 2010. 304 с.

Ромм Т. А. История социальной педагогики. М.: Юрайт, 2018. 260.

Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А. и др. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария. М.: 2012. № 2. С. 52–55.

Шишарина Н. В. Технология разработки инновационного проекта в образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 142–145.

Шишарина Н. В. Технология Модерации как современная технология образовательной деятельности // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы III Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участи- ем. Иркутск, 16–18 окт. 2018 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. С. 669–706.