Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Киселева И. Н.
,
Маланов И. А.
,
Будаева Т. Б.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2022. №1. . - С. 8-16.
Заглавие:
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2022-1-8-16УДК: 316.628
Аннотация:
Фундаментом стратегических изменений, происходящих в современ- ном образовании, является гуманитарная образовательная парадигма, формирую- щая ценностное отношение личности к окружающей действительности, способ- ствующая развитию ценностных ориентаций личности. Исходя из этого необходи- мо изучение проблемы выбора ценностей, возможностей их формирования у сту- дентов. В новых условиях развития России возрастают социальная роль и ценность здорового образа жизни. Одна из задач образовательной практики — способ трансформации понимания специфики здоровья в жизненную ценность для моло- дежи. В статье рассматривается опыт изучения отношения к здоровому образу жизни у студентов физкультурного вуза. Особенности формирования системы ценностей личности обоснованы через историко-теоретический анализ философ- ских, психолого-педагогических источников по проблеме исследования. Эволюция подходов к изучению и определению понятия «ценность» отражает противоречи- вую природу этого понятия. Оно понимается как единство объективного и субъек- тивного начал, обусловленное практикой как объективным определителем ценно- сти. Поэтому при определенных условиях (например, воспитательных воздействи- ях) ценности становятся мотивационной основой практических действий личности, воплощающих эти ценности в жизненных ситуациях. Юношеский возраст является сензитивным для становления нравственных ориентиров личности. Одна из глав- ных задач высшего образования — формирование ценностей здорового образа жизни. В исследовании участвовали студенты Филиала Российского государствен- ного университета по физической культуре, спорту, молодежи и туризму в г. Ир- кутск и Иркутского государственного аграрного университета им. А. А. Ежевского. Полученные данные послужили основой для разработки программы формирования культуры здоровья, опирающейся на результаты исследований особенностей цен- ностей здорового образа жизни студентов физкультурного вуза.
Ключевые слова:
студенты физкультурного вуза, здоровье, здоровый образ жизни, формирование ценностей, ценностные ориентации.
Список литературы:
Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и разви- тие личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 5. С. 63‒70. Текст: непосредственный.

Байлук В. В., Зубова В. М., Зыскина М. А. Здоровый образ жизни: валеологиче- ское воспитание и самовоспитание студентов: материалы студенческой научно- практической конференции. Екатеринбург, 2004. С. 38‒57. Текст: непосредственный.

Бойков В. Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социоло- гические исследования. 2004. №7. С. 46‒52. Текст: непосредственный.

Будаева Т. Б. Воспитание у школьников ценностного отношения к музыкальному искусству // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Лич- ность. Общество. 2015. № 2. С. 21‒27. Текст: непосредственный.

Гаюрова Ю. А. Культурные ценности как детерминанты межэтнического взаимо- действия // Журнал прикладной психологии. 2002. № 3. C. 18‒27. Текст: непосредствен- ный.

Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии // отв. ред., сост. И. С. Андреева. Санкт- Петербург: Алетейя, 2000. 448 с. Текст: непосредственный.

Киселева И. Н., Богданович Н. Г. Изучение нравственных ценностей как профи- лактика социально-негативных явлений в молодежной среде // Интеграция националь- но-этнических традиций в физическом воспитании и спорте для профилактики экстре- мизма в молодежной среде: материалы круглого стола в рамках международного науч- но-творческой конференции «Ердынские игры— содружество в пространстве Евразии» V Международного этнокультурного фестиваля «Ёрдынские игры — 2015», 13 июня 2015 г. / редакторы Е. В. Воробьева, Н. Г. Богданович, Иркут. филиал ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». Иркутск: Мегапринт, 2015. С. 240‒244. Текст: непосредственный.

Киселева И. Н., Маланов И. А. Нравственные ценности как фактор профессио- нальной адаптации студентов // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2018. № 1. С. 48‒51. Текст: непосредственный.

Куровской В. Н., Михальцова Л. Ф., Воронин Б. С. Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как современная проблема российского образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 5(194). С. 175‒180. Текст: непосредственный.

Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный икс. Москва: Си- нергия, 2017. С. 68‒92. Текст: непосредственный.

Gross M. U. Social and emotional issues for exceptionally intellectually gifted stu- dents // Neihart M. et al. (eds). The social and emotional development of gifted chiidren. Wa- co: Prufrock Press, 2002. P. 19‒29.

Mead G. H Mind, Self and Society / еd. By C. W. Morris. Chicago: Press Univ. Of Chicago. 248 p.