Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Жданко Т. А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2023. №1. . - С. 19-28.
Заглавие:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2023-1-19-28УДК: 37
Аннотация:
В статье актуализируется проблема реализации кластерного подхода в образовании. Целью данной работы является анализ конституциональных понятий кластерного подхода — кластер, кластерная структура, образовательный кластер, а также анализ возможностей и условий реализации кластерного подхода в теории и практике образования. Автор представляет собственное видение понятий «кластер», «образовательный кластер», акцентирует внимание на возможности использования кластерного подхода в формировании личностных характеристик субъектов класте- ра, в частности предметных, методических, психолого-педагогических и коммуни- кативных компетенций педагогов. При анализе теоретических аспектов реализации кластерного подхода в образовании отмечается недостаточная разработанность данного подхода в сфере образования, это ориентирует исследователей на поиск универсальных конструктов кластерного подхода в экономике и сфере производ- ства и экстраполяцию их в сферу образования.
Ключевые слова:
кластер, кластерная структура, образовательный кластер, кластерный подход.
Список литературы:
Анисцына Н. Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. 2010. № 4(40). С. 91–97. Текст: непосредственный.

Бурнашев К. Г. Развитие инновационно-ориентированных кластерных структур: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2014. 22 с. Текст: непосредственный.

Вахрушева Н. И. Образовательный кластер как форма инновационного развития региона. URL: yandex.ru (дата обращения: 29.08.2022). Текст: электронный.

Горемыко М. В. Управление качеством общего образования региона на основе кластерного подхода: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогиче- ских наук. Москва, 2010. 250 с. Текст: непосредственный.

Данилов С. В. Кластерный подход как методологическая основа управления ин- новационными процессами в системе образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 42–59. URL: https://science-pedagogy.ru/en/article/view?id=1665 (дата обращения: 09.08.2022). Текст: электронный.

Данько Т. П., Клягин А. В., Куценко Е. С. Кластеры в конкурентоспособной национальной экономике // Маркетинг взаимодействия: концепции, стратегии, эффек- тивность. Санкт-Петербург, 2009. С. 534–537. Текст: непосредственный.

Здоровенко С. А. Совершенствование политехнического образования учащихся 5‒8 классов на основе кластерного подхода: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2016. 222 с. Текст: непосредственный.

Кластеризация в современном образовании: методология и практика / Н. М. Большаков, В. В. Жиделева, Л. А. Гурьева, Е. А. Рауш; науч. рук. Н. М. Большаков. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЛТУ, 2016. 200 с. Текст: непосредственный.

Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник КРСУ: сайт. 2002. № 3. URL: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/a15.html (дата обращения: 30.06.2022). Текст: электронный.

Моштаков А. А. Кластерный подход к формированию профессиональной компе- тентности преподавателей учреждения среднего профессионального образования: дис- сертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Новгород, 2014. 192 с. Текст: непосредственный.

Организация подготовки конкурентоспособных специалистов в сетевой межву- зовской образовательной среде: монография / А. Н. Ткачев, Г. В. Сучков, А. Н. Иванчен- ко [и др.]; Южно-Российский гос. технический ун-т (Новочеркасский политехнический ин-т). Новочеркаск: Изд-во ЮРГТУ (НПИ), 2009. 236 с. Текст: непосредственный.

Плотникова Т. Н. Кластерно-сетевая модель регионального развития / Т. Н. Плотникова, Т. А. Шибаева // Фундаментальные исследования. 2016. № 2‒1. С. 193‒196. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39906 (дата обращения: 29.08.2022). Текст: электронный.

Растворцева С. Н., Череповская Н. А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. 2013. № 4. С. 123–133. Текст: непосредственный.

Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: мо- нография; Бугульминский фил. Казанского гос. технического ун-та им. А. Н. Туполева (КАИ). Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. 92 с. Текст: непосредственный.

Соколова Е. И. Термин «инновационный образовательный кластер» в понятий- ном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 2(6). DOI: 10.15393/j5.art.2014.2371. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2371 (дата обращения: 29.08.2022). Текст: электронный.

Стоуман Я. Важна ли кластеризация // Современные производительные силы. Теория и практика кластерной политики и науки. 2014. № 4. С. 7–15. Текст: непосред- ственный.

Терешин Е. М., Володин В. М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления // Экономические науки. 2010. № 2(63). URL: ecsn.ru (дата обращения: 29.08.2022). Текст: электронный.

Торхова А. В., Курбыко З. С., Гуртовая Е. Ю. Кластерное развитие непрерывного педагогического образования как мировая тенденция. URL: bspu.by (дата обращения: 10.05.2022). Текст: электронный.

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями (ред. от 07.10.2022), ст. 10. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.12.2022). Текст: электронный.

Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Народ- ное образование. 2019. № 4. С. 101–104 с. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.01.2021). Текст: электронный.

Porter M. E. Location, Competition, and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy // Economic Development Quarterly. Vol. 14. 2000. № 1. P. 15–34.

Götz M. The Industry 4.0 Induced Agility and New Skills in Clusters. Foresight and STI Governance, Vol. 13, 2019. № 2. P. 72–83.