Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Черниговская Э. С.
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2023. №1. . - С. 89-94.
Заглавие:
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2023-1-89-94УДК: 378.018.41
Аннотация:
В России наметился устойчивый исследовательский и прикладной интерес к наставничеству — технологии передачи опыта, формирования компе- тенций на основе доверия и партнерства. В статье представлен потенциал ревер- сивного (обратного) наставничества в сфере образования на основе публикаций и анализа опыта реализации данной модели в Бурятском республиканском педаго- гическом колледже в рамках локального проекта «Разработка электронных курсов: опыт коллаборации».
Реверсивное наставничество является эффективным средством выстраивания от- ношений между поколениями, передачи корпоративных знаний, развития команд- ной работы, налаживания горизонтальных связей между молодыми и опытными работниками; решения проблемы недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий; внедрения профессио- нальных решений на основе новейших технологий. Проанализированы публика- ции, в которых доказано, что реверсивное наставничество способствует взаимовы- годному сотрудничеству молодых и опытных педагогов, реализации программы профессионального развития, проектирования индивидуальной образовательно- карьерной траектории студентов; укрепления отношений между учителями и сту- дентами во время педагогической практики. Утверждается, что реверсивное наставничество решает проблему преемственности педагогического опыта и связи поколений.
Ключевые слова:
реверсивное наставничество, педагогический колледж, корпоративное образование, профессиональное развитие, педагогическая карьера.
Список литературы:
Мигунова Е. В., Жигалик М. А., Аверкин В. Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов // Человек и образование. 2020. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnoe-nastavnichestvo-v-professionalnoy- podgotovke-buduschih-pedagogov (дата обращения: 17.12.2022). Текст: электронный.

Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний // Стратегии бизнеса. 2017. № 6(38). С. 8‒13. Текст: непосредственный.

Augustinienė A., & Čiučiulkienė N. Reverse mentoring as [a] facilitating factor for the development of a beginning teacher’s self-authorship process. The Social Sciences, 81(3), 73‒84. URL: https://doi.org/10.5755/j01.ss.81.3.5791 (accessed: 20.09.2022).

Gubler Nicholas Burr. Outcomes for Professionals and Companies Through Student- Professional Reverse Mentoring Sessions. Degree: MS, 2019, Brigham Young University. URL: https://scholarsarchive.byu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=8774&context=etd (accessed: 20.09.2022).

Gubler Shandon Miles. Reverse Mentoring in the Classroom: A Qualitative Study. De- gree: MS, 2019, Brigham Young University. URL: https://scholarsarchive.byu.edu/cgi/ view- content.cgi?article=8770&context=etd (accessed: 17.12.2022).

Kato S. Promoting mutual learning in reverse-mentoring: Professional development for experienced educators. OnCUE Journal, 11(1), 68‒80.

Kos S. Implementacija nove IT rešitve z obratnim mentorstvom [na spletu]. Magis- trsko delo. Maribor : Univerza v Mariboru. [Dostopano 17 december 2022]. Pridobljeno s: https://dk.um.si/IzpisGradiva.php?lang=slv&id=79375 (accessed: 17.12.2022).

Liz C., John G. & Adam W. Seeing behind the curtain: Reverse Mentoring within the Higher Education landscape, Teaching in Higher Education, DOI: 10.1080/13562517.2022.2129963

Porras, N. I., Díaz, L. S., & Nieves, M. M. (2018). Reverse mentoring and peer coach- ing as professional development strategies. Colombian Applied Linguistics Journal, 20(2), 169‒183. https://doi.org/10.14483/22487085.12422 (accessed: 17.12.2022).

Rhodes D. E. Teacher by Design, Not Accident! Partnering With Educators Rising to Prepare Tomorrow's Teachers, Today. Degree: 2017, Harvard University. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL.InstRepos:33774656 (accessed: 17.12.2022).

Valle L., Lorduy-Arellano D., & Porras-González N. Using reverse mentoring to trans- form in-service teachers’ beliefs about how to teach English. Profile: Issues in Teachers’ Pro- fessional Development, 24(1), 63‒76. https://doi.org/10.15446/profile.v24n1.93061 (accessed: 18.09.2022).

Ziegler A. Mentoring: konzeptionelle grudalagen und wuirksamkeitsanalyse [Mentor- ing: Conceptual basics and effectiveness analysis]. In S. Heidrun (Ed.), Mentoring: Theo- retische hintergründe, empirische befunde und praktische anwendungen (pp. 7‒30).