Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Сергеева М. Г.
УРОВНЕВЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. №2. . - С. 17-26.
Заглавие:
УРОВНЕВЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Финансирование:
Коды:
УДК: 376.2/.4+378.17
Аннотация:
В статье предложен один из возможных подходов к оцениванию сформированности экономических компетенций выпускника профессиональной образовательной организации. Для определения сформированности экономических компетенций выпускника с учетом трех уровней (низкий, средний, высокий) разработаны следующие критерии: когнитивно-познавательный, личностный, деятельностно-креативный. Каждый из критериев раскрывается посредством системы эмпирических показателей, отражающих степень сформированности отдельно взятого компонента. Когнитивно-познавательный критерий отражает диапазон имеющихся экономических знаний специалиста и предполагает, что обучающиеся, овладевая экономическими знаниями (знания экономических законов, экономической реальности, методов экономического исследования, способов формирования экономической компетентности), смогут адекватно оценивать реальные экономические ситуации, находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также развивать экономическую компетентность в процессе самообразования. Личностный критерий отражает профессионально значимые мотивы и ценностные установки личности, ее позитивное отношение к овладению экономическими знаниями и умениями, потребность их применения в практической деятельности; а также экономически значимые качества личности: бережливость, самостоятельность, рациональность, трудолюбие, предприимчивость, позволяющие специалисту отстаивать позицию в принятии экономически обоснованных решений. Деятельностно-креативный критерий отражает наличие экономически ориентированных умений, позволяющих осуществлять организацию экономической деятельности, выявлять затруднения и определять способы ее совершенствования; предполагает включенность специалиста в сферу экономического взаимодействия общества и производства, характеризует направленность этой деятельности с точки зрения ее соответствия комплексу общественных требований, предъявляемых к уверенному экономическому поведению, к эффективной экономической деятельности в современных условиях. Разработанная методика позволяет оценить уровень сформированности как отдельной компетенции, так и группы компетенций для каждой образовательной программы, реализуемой профессиональной образовательной организацией. Разработанная методика позволяет автоматизировать процесс контроля качества подготовки студентов в части экономического образования, что значительно повышает эффективность образовательной деятельности.
Ключевые слова:
оценивание, экономические компетентность и компетенции, уровень, критерии, показатели.
Список литературы:
1. Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Схемы понимания, объяснения и предсказания педагогической реальности: монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. — 190 с.

2. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 3–15.

3. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Научные основы развития непрерывного экономи- ческого образования в системе профессионального образования: монография. — М.,2015. — 344 с.

4. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 3–17.

5. Магин В. А. Модернизация высшего профессионального образования в области фи- зической культуры: монография. — М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

6. Орешкина А. К., Сергеева М. Г., Горягина Е. Б. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: учебное пособие. — М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 194 с.

7. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. — М., 1995. — С. 84.

8. Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. — М.: АРКТИ,2007. — 132 с.

9. Сергеева М. Г. Компетентностная модель выпускника в условиях непрерывного профессионального образования: монография. — М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 180 с.

10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. — М.: Логос, 1998. — 320 с.