Научные журналы
Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
РУСENG
Вход

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Лепехов С. Ю.
ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДИЯ НАГАРДЖУНЫ НА ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ // Вестник БГУ. Философия. - 2019. №1. . - С. 24-38.
Заглавие:
ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДИЯ НАГАРДЖУНЫ НА ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2019-1-24-38УДК: 316.74
Аннотация:
В статье обсуждаются обстоятельства жизни и деятельности известного буддийско- го философа Нагарджуны и его влияние на классическую индийскую философию. Рассматриваются особенности полемики по проблемам логики и эпистемологии, которую этот мыслитель вел с представителями других индийских философских школ, в том числе относительно средств познания и их отношения к познаваемым объектам. Обсуждаются особенности использования Нагарджуной различных форм аргументации: «чатух-коти»; «витанда»; «прасанга». Отмечается, что способ тетра- леммы использовался Нагарджуной в сочетании с концепцией всеобщей пустотно- сти для отрицания самой возможности что-либо предицировать какому-либо объек- ту. Обсуждаются последствия для индийской логики введения Нагарджуной вместо классического пятичленного силлогизма трехчленного. Исследуются особенности аргументации Нагарджуны в «Юктишаштике» и «Вьявахарасиддхи» относительно несуществования как субстанциональности, так и несубстанциональности и последовавшая из нее теория «двух истин» (самврити-сатья и парамартха-сатья). Показа- но развитие Нагарджуной социальной концепции Махаяны в «Ратнавали» и «Сухриллекха». Обосновывается тезис о том, что Нагарджуна в какой-то степени опирался на древние ведийские представления, нашедшие отражение, в частности, в «Брихадараньяке». Делается вывод о том, что эти традиции взаимоотношений светской и духовной власти нашли свое продолжение в известных «двух законах» или «двух правлениях» (chos yon), характеризующих особые отношения, сложившиеся между тибетскими ламами и монгольской знатью и ставшие впоследствии основой отношений между маньчжурскими императорами и последующими Далай-ламами. В приложении дается авторский перевод гимна Нагарджуны «Локатитастава», излагающий в сжатом виде основы его философской концепции.
Ключевые слова:
Нагарджуна; индийская философия; мадхьямака-прасангика; ло- гика и эпистемология буддизма; теория «двух истин»; концепция «двух законов».
Список литературы:
Базаров А. А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. СПб.: Наука, 1998. 184 с.

Брихадараньяка упанишада / пер., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина. М., 1992. С. 75‒76.

Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М.: Наука. Главная редакция во- сточной литературы, 1991. 199 с.

Канаева Н. А., Заболотных Э. Л. Проблема выводного знания в Индии. Логико- эпистемологические воззрения Дигнаги. М.: Вост. лит., 2002. 326 с.

Лепехов С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 238 с.

Лепехов С. Ю. Логико-эпистемологические концепции Нагарджуны // От Дуньху- ана до Бурятии: по следам тибетских текстов. Российские тибетологи к 80-летию со дня рождения Регби Ешиевича Пубаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. С. 99‒125.

Лепехов С. Ю. Наланда // Большая Российская Энциклопедия. Т. 21. Монголы —

наноматериалы. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2013. С. 715‒716.



Лысенко В. Г. Универсум вайшешики (по «Собранию характеристик категорий» Прашастапады). М.: Вост. лит., 2003. 468 с.

Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма- санграха») / пер. с санскрита, предисл., введ., ист.-филос. исслед., примеч., библиогр. и указ. В. Г. Лысенко. М.: Вост. лит., 2005. 639 с.

Топоров В. Н. Мадхьямики и элеаты: несколько параллелей // Индийская куль- тура и буддизм. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1972. С. 51‒68.

Топоров В. Н. Учение Нагарджуны о движении в связи с аксиоматикой раннего буддизма // Литература и культура древней и средневековой Индии. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1979. С. 134‒149.

Шохин В. К. Школы индийской философии: период формирования (IV в. до н. э. — II в. н. э.) М.: Вост. лит., 2004. 415 с.

Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддиз- ма. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. 224 с.

Bocheński J. M. A History of Formal Logic. Trans. And ed. By I. Tomas. 2nd ed. N. Y.,

1970. 567 с.



Buston. A History of Buddhism / Tr. E. Obermiller. Heidelberg. Vol. 1‒2. 1931‒1032.

Lokātītastava. Narthang edition of the Lokātītastava by Krsnapandita and Tshul khrims rgyal ba (Narthang ed. 12, Ka, fol.75 b-77a); Peking ed. of the Lokātītastava by the same trans- lators. Pek.ed. 2012, ka, fol. 79a-80b.

Nāgārjuna's Ratnāvalī. ed. by M. Hahn, Vol. I: the basic texts (Sanskrit, Tibetan, Chi- nese). (Indica et Tibetica, Bd. I.) Bonn: Indica et Tibetica Verlag, 1982. 208 p.

Nagarjuna's Ratnavali. Vol.2: Die Ratnavalitika des Ajitamitra / hrsg. u. erl. von Yuki- hiro Okada (in German) Bonn: Indica et Tibetica Verlag, 1990. 198 p.

Nagarjuniana: Studies in the Writings and Philosophy of Nagarjuna (Buddhist Tradi- tion Series) by Christian Lindtner, Alex Wayman (Editor), Delhi: Motilal Banarsidass, 1990. 327 p.

Studies in the Buddhist Epistimological Tradition. Proceedings of the Second Interna- tional Dharmakīrti Confetence. Vienna, June 11-16, 1989. Ed. by E. Steinkellner. Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, 1991. 430 c.

Çūnuatāsaptati, tr. by gZhon nu mchog, gNyan Dharma grags, Khu lo. // bsTan ’gyur. Peking ed. Vol. 95 Mdo ’grel (Dbu ma) XVII, 5227, Tsa, fol. 27a - 30b; Narthang. ed. 3218, Tsa, fol. 24a - 26a. Xil.

Tola F., Dragonetti C. Nagarjuna’s Catustava. Journal of Indian Philosophy. Dordrecht.

V. 13, № 1. P. 7‒38.



Tucci G. Two Hymns of the Catuh-stava of Nagarjuna // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. London, 1932. P. 309‒325.

Tucci G. Buddhist Logic before Dignāga (Asanga, Vasubandhu, Tarka-śāstras) // Jour- nal of the Royal Asiatic Society. 1929. № 3. P. 451‒488.

Vigrahavyāvartanī. The Dialectical Method of of Nāgārjuna (Vigrahavyāvartanī). Transl. from the Original Sanskrit by K. Bhattacharya. Text ed. By E. H. Johnston and A. Kunst. Delhi, 1978. Viii, 58 p.

Vyavahārasiddhi // bsTan ’gyur. Peking ed. vol. 95 Mdo ’grel (Dbu ma) XVII. 5285. Tsa, fol. 69b. Xil.

Walser J. Nagarjuna and the Ratnavali. New Ways to Date an Old Philosopher // Jour- nal of the International Association of Buddhist Studies. 2002. Vol. 25, No 1‒2. P. 209‒262.

Yuktiçaçtikākārikā, tr. by Muditasri and Nyi ma grags. // bsTan ’gyur. Peking ed.

Vol. 95 Mdo ’grel (Dbu ma) XVII. 5225. Tsa, fol. 22b - 25a; Narthang. ed. 3216. Tsa. fol. 20b



22b. Xil.