Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт)

Библиографическое описание:
Черепанова Л. В.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт). - 2019. №2. . - С. 110-115.
Заглавие:
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Финансирование:
Коды:
УДК: 378.016:811.161.1
Аннотация:
Статья посвящена раскрытию роли функционально-смысловых типов речи как речеведческих понятий школьного курса русского языка в формировании у школьников коммуникативной компетенции. Обосновано, что функционально-смысловое значение и соответствующая структура, присущие типам речи (описанию, повествованию, рассуждению), дают возможность использовать их в качестве ориентиров в разных видах речевой деятельности: при аудировании и чтении — предвосхищать содержание и структуру текста, «включать» работу психофизиологических механизмов восприятия и понимания речи; при говорении и письме — составлять основу содержания и строения будущего высказывания. Конкретизированы коммуникативные умения на разных фазах аудирования, чтения, говорения и письма, связанные с функционально- смысловыми типами речи. Представлены коммуникативно-речевые задачи, которые могут быть использованы на разных фазах речевой деятельности (ориентировки, планирования, реализации и контроля) при формировании коммуникативной компетенции.
Ключевые слова:
коммуникативная компетенция; функционально-смысловые типы речи; текст; виды речевой деятельности; аудирование; чтение; говорение; письмо.
Список литературы:
Нечаева О. А. Типы речи и работа над ними в школе. Красноярск : Изд-во КГПИ, 1989. 166 с.

Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во. 1974. 258 с.

Нечаева О. А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально- смысловых типов речи (к проблеме теории текста). Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. 95 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9-е классы. М. : Просвещение, 2011. 112с.

Черепанова Л. В., Трофимова О. В. Обучение аудированию на уроках русского языка. Чита : Изд-во ЗбГГПУ, 2012. 218 с.

Черепанова Л. В. Обучение аудированию на основе речеведческих понятий // Русская словесность. 2008. № 2. С. 47–52.