Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Бурятский язык и литература в школе

Библиографическое описание:
Бардамова О. С.
Опыт этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочное время (на примере реализации курса «Һолонго») // Бурятский язык и литература в школе. - 2025. №1. . - С. 54-59.
Заглавие:
Опыт этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочное время (на примере реализации курса «Һолонго»)
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/3033-1310-2025-1-54-59УДК: 373.5.035.6
Аннотация:
Этнокультурное воспитание младших школьников, понимаемое нами как целенаправленный процесс по ознакомлению учащихся с культурой родного народа, дает возможность для формирования умений и развития мотивации познавать культуры иных народов. Одними из важных компонентов культуры бурятского народа, ее выражения выступает и родной язык, и родная литература. Целью статьи является представление опыта реализации курса внеурочной деятельности «Һолонго=Радуга», разработанного учителями начальных классов МБОУ «Ирхидейская СОШ» Осинского района. Особенность курса внеурочной работы заключается в нацеленности на этнокультурное воспитание младших школьников. Содержание курса разработано на основе комплекса подходов: коммуникативного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного, когнитивного. Реализация содержания курса «Һолонго=Радуга» структурирована и алгоритмически выстроена. Само содержание соотносится с темами «Знакомство», «Обращение», «Поздравление», «Благодарность», «Названия животных», «Бурятские национальные игры», «Бурятские национальные блюда», «Семейные отношения», «Произведения детского фольклора, загадки, скороговорки, пословицы». Следующей особенностью курса является ее интеграция с иными курсами внеурочной деятельности, к примеру «Мир театра». Таким об- разом создается особая среда этнокультурного воспитания младших школьников. Вы- воды. Внеурочный курс «Һолонго» способствует этнокультурному воспитанию младших школьников, формированию устойчивой мотивации изучать культуру своего народа, заниматься творчеством. Необходимо указать, что внеурочная деятельность способствует пониманию обучающимися значимости урочной деятельности. Дети начинают уважительно относиться к своему родному языку, ценить его, учатся инсценированию на родном языке, что закладывает основы для творчества детей, учатся бурятским народным играм, танцуют ёохор. Внеурочный курс способствует воспитанию любви к родной земле, родителям, близким, помогает в изучении и сохранении семейных традиций, приобщает к историческому прошлому народа, развивает творческие способности детей.
Ключевые слова:
этнокультурное воспитание, внеурочный курс «Һолонго», содержание курса, подходы, учебное занятие, совместная деятельность учащихся и учите- ля, интеграция курсов.
Список литературы:
Башинова Н. В., Борокшонова О. А., Спасова Д. М. Һолонго. Рабочая программа внеурочной деятельности. URL: https://sh-irxidejskaya-r138.gosweb.gosuslugi.ru/ netcat_files/33/44/RP_Raduga_holongo_.pdf (дата обращения: 20.12.2024). Текст: элек- тронный.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Москва: Директ-Медиа, 2014. 362 с. Текст: не- посредственный.

Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. Москва: Русский язык, 1989. 224 с. Текст: непосредственный.

Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 310 с. Текст: непосредственный.

Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1991. 224 с. Текст: непосредственный.

Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва: Сентябрь, 2000. 112 с. Текст: непосредственный.