Вестник БГУ. Филология
Библиографическое описание:
,
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ОБРАЗОВ-КОНЦЕПТОВ В СЕТЕВОЙ ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ // Вестник БГУ. Филология. - 2019. №2. . - С. 63-68.
Заглавие:
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ОБРАЗОВ-КОНЦЕПТОВ В СЕТЕВОЙ ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
Финансирование:
Коды:
УДК: 82-17
Аннотация:
Статья посвящена изучению нового явления в русской литературе начала XXI в. — сетевой юмористической поэзии, возникшей на базе интернет-сайтов, объединяющих непрофессиональных авторов в творческие сообщества. Предметом исследования стали образы-концепты в их семантической динамике. Иронизируя над массовыми представлениями, авторы «пирожков», «порошков» и других юмористических текстов занимаются деконструкцией и реконструкцией привычных образов, замещая объективно существующие в общественном сознании концепты новыми, смеховыми концептами. На примере образа Пушкина рассмотрены варианты семантической трансформации образа в ходе его коллективного творческого использования. В заключении делается попытка обосновать целесообразность дальнейшего изучения образов-концептов в сетевой юмористической поэзии с точки зрения теории мема, пока еще только формирующейся в отечественной и зарубежной гуманитарной науке.
Ключевые слова:
сетевая юмористическая поэзия; образ-концепт; семантика; декон- струкция; коллективное творчество; «пирожки»; ирония; массовое сознание; мем; меметизация.
Список литературы:
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ре- нессанса. 2-е изд. Москва: Худож. лит., 1990. 543 с.
Гаджиев А. А. Сетература: история, типология и поэтика русской сетевой литера- туры // Тез. лекций в Бакинском славянском университете. Баку: Мутарджим, 2012. 76 с.
Голубева А. Р., Семилет Т. А. Мем как феномен культуры // Культура и текст. 2017. № 3 (30). С. 193–205.
Гузаерова Р. Р. Интернет-мем как знак современного медиапространства // Филология и культура. 2017. № 2 (48). С. 50–54.
Гуторенко Л. С. Юмористическая поэзия в русскоязычном виртуальном пространстве: предпосылки возникновения и современное состояние // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-3 (76). С. 92–96.
Исаков А. В. Сетевая юмористическая поэзия сегодня: эволюция «пирожков» и новые жанры // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха: сб. материалов IV междунар. молодежн. науч.-практ. конф. Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2018. С. 66–71.
Козинцев А. Г. Смеховая культура: поздние этапы // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 2008. № 4 (53). С. 57–66.
Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор: сб. ст. Москва: Гос. республ. центр рус. фольклора, 2009. С. 285–293.
Лихачева Л. С., Фадеева К. А. Смеховая культура как способ производства, трансляции и потребления смешного // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 4. С. 135–144.
Петренко С. Н. Пирожки и порошки: сетевая поэзия между фольклором и литературой // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2014. № 7 (92). С. 129–135.
Сафонова Т. В. Начинка современных пирожков (о малых художественных фор- мах «пирожки» и «порошки» в сети Интернет) // Коммуникация в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации». Ч. 1. Воро- неж, 2012. С. 65–67.
Щербакова М. Е. Стишки-«пирожки»: использование антропонимов как элемента языковой игры // Вестник Твер. гос. ун-та. Сер. Филология. 2018. № 1. С. 103–106.