Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Насонова А. В.
ОБРАЗ ФОТОГРАФИИ И ТЕМА ПАМЯТИ В РАССКАЗЕ В. АСТАФЬЕВА «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ» // Вестник БГУ. Филология. - 2022. №1. . - С. 77-83.
Заглавие:
ОБРАЗ ФОТОГРАФИИ И ТЕМА ПАМЯТИ В РАССКАЗЕ В. АСТАФЬЕВА «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ»
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686 7095 2022 1 7 7 8 3УДК: УДК 82:801.6; 82 1/ 9; 82 93; 087.5
Аннотация:
В данной статье рассматривается художественное воплощение темы памяти в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из автобиографической книги «Последний поклон». Анализируется специфика центрального в произведении образа фотографии. Память в этом рассказе «не героизирующая» (что свойственно, по М. М. Бахтину, автобиографиям), однако это относится только к образу центрального героя и его близких (школьного товарища, бабушки). Ближе к финалу повествователь вписывает личный опыт в историю рода и Отечества; рас-сказ преодолевает границы жанра автобиографии, становится формой выражения философских суждений автора о взаимосвязи личной и исторической памяти, о ценности памяти о простых деревенских людях, реже, чем другие, попадавших на фотографии, но проживших не менее драматичную, достойную памяти, уважения, внимания жизнь, чем жизнь признанных, прославленных героев.
Ключевые слова:
память, автобиографический герой, образ учителя, детство, ис-тория, В. Астафьев, «Последний поклон», «Фотография, на которой меня нет»
Список литературы:
1. Астафьев В. П. Последний поклон. Москва, 1989. Текст: непосредственный.

2. Астафьев В. П. Последний поклон: повесть в рассказах. Комментарии (авторские). Москва, 2010. 795 с. Текст: непосредственный.

3. Астафьев В. П. Последний поклон: повесть, рассказы. Ленинград: Лениздат, 1982. 702 с. Текст: непосредственный. 4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / составитель С. Г. Бочаров; примечания С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. Москва: Искусство, 1979. 423 с. Текст: непосредственный. 5. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Москва: Художественная литература, 1975. 504 с. Текст: непосредственный.

6. Витык Ю. И. Художественная реализация темы детства в книге Виктора Астафьева Последний поклон»: к постановке проблемы // Филология, социология и культурология. Актуальные научные проблемы: сборник научных докладов. Гданьск, 2015. С. 94–98. Текст: непосредственный.

7. Колпаков А. Ю. Система концовок рассказов и образ мира в «Последнем поклоне» В. П. Астафьева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kontsovok-rasskazov-i-obraz-mira-v-poslednem-poklone-v-p-astafieva (дата обращения: 08.03.2022). Текст: электронный. 8. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. Москва: Флинта: Наука, 2002. 424 с. Текст: непосредственный. 9. Поззорова Н. Корни и побеги. Проза 60–70 гг. Литературные портреты, статьи, полемика. Москва: Московский рабочий, 1979. 216 с. Текст: непосредственный.

10. Полева Е. А. Жанр автобиографического миниатюрного рассказа о детстве: проза Ангелики Сумбаевой // Вестник Томского государственного педагогического уни-верситета. 2017. Вып. 2(179). С. 87–92. Текст: непосредственный. 11. Полева Е. А. Приемы визуализации в формировании мотива искушения в рас-сказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» // ПРAΞHMA. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 182–196. Текст: непосредственный.

12. Полева Е. А., Писаренко А. Е. Приемы психологизма в рассказе В. Распутина «Уроки французского» // Вестник Томского государственного педагогического универ-ситета. 2016. Вып. 11(176). С. 131–136. Текст: непосредственный.

13. Чжэн Я. «Последний поклон» В. П. Астафьева (История создания. Жанр. Система персонажей). Москва, 2012. 26 с. Текст: непосредственный.

14. Чжэн Я. «Последний поклон» В. П. Астафьева: история создания. Жанр // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledniy-poklon-v-p-astafieva-istoriya-sozdaniya-zhanr (дата обращения: 23.12.2021). Текст: электронный.