Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Рудова О. С.
О ГРОТЕСКЕ В РУССКОЙ ПРОЗЕ В. В. НАБОКОВА // Вестник БГУ. Филология. - 2023. №2. . - С. 50-55.
Заглавие:
О ГРОТЕСКЕ В РУССКОЙ ПРОЗЕ В. В. НАБОКОВА
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686-7095-2023-2-50-55УДК: 821.161.1
Аннотация:
В статье исследуются особенности функционирования гротеска в творчестве В. В. Набокова на материале прозы русскоязычного периода (рассказы 1920‒1930-х гг., роман «Приглашение на казнь»). Берется во внимание рецепция гоголевского гротеска, современная Набокову критика к вопросу генезиса набоковского формо- и смыслосодержательного использования гротеска. Особая модель распадающегося, драматично воспринятого мира побуждает активно использовать гротеск как прием. Рассматривается образ гротескного тела как выразителя безликости персонажей, а также как актуализатора физиологического начала. Кукольность сопрягается с карнавальными и околокарнавальными формами. В мире, в котором царит хаос, гротеск как способ художественного воплощения иллюзорности, миражности мира становится единственно продуктивным способом передачи ощущения изначальной искаженности бытия.
Ключевые слова:
русская проза Набокова, гротеск, гротескное тело, карнавальные формы, иллюзорность, мир как хаос.
Список литературы:
1. Бахтин. М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература, 1965. 525 с. Текст: непосредственный.

2. Башкеева В. В. Театральный код в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2019. № 1. С. 27‒33. Текст: непосредственный.

3. Бочаров С. Г. Вокруг «Носа» // Филологические сюжеты. Москва: Языки славянских культур, 2007. С. 174‒198. Текст: непосредственный.

4. Кеба А. В. Типология гротескных форм в европейской литературе 1920‒1930-х гг. // Вопросы русской литературы. 2006. № 12. C. 99‒110. Текст: непосредственный.

5. Куксина Е. М. «UltimaTrule» В. В. Набокова и «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 2. В. Набоков в контексте русской литературы XX века. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 38‒48. Текст: непосредственный.

6. Манн Ю. В. О гротеске в литературе. Москва: Юрайт, 2021. 145 с. Текст: непосредственный.

7. Набоков В. В. Собрание сочинений: в 4 томах / составитель В. В. Ерофеев. Москва, 1990. Т. 1. 414 с. Текст: непосредственный.

8. Набоков В. В. Собрание сочинений: в 4 томах / составитель В. В. Ерофеев. Москва, 1990. Т. 2. 446 с. Текст: непосредственный.

9. Набоков В. В. Собрание сочинений: в 4 томах / составитель В. В. Ерофеев. Москва, 1990. Т. 4. 476 с. Текст: непосредственный.

10. Набоков В. В. Николай Гоголь. URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika-nabokova/nikolaj-gogol/apofeoz-lichiny.htm (дата обращения: 20.03.2023). Текст: электронный.

11. Сошкин Е. К источникам рассказа Набокова «Картофельный эльф» // Новое литературное обозрение. 2015. № 5. С. 217‒229. Текст: непосредственный.

12. Таганова Н. Л. «Приглашение на казнь» В. В. Набокова и Н. В. Гоголь: объединенность абсурдом // Научный поиск. 2011. № 2. С. 45‒48. Текст: непосредственный.

13. Ходасевич В. Г. Рецензия на роман «Приглашение на казнь» // Классик без ретуши / под общей редакцией И. Г. Мельникова. Москва: Новое литературное обозрение, 2000. С. 138–140. Текст: непосредственный.