Вестник БГУ. Филология
Библиографическое описание:
О СВОЕОБРАЗИИ ОТТЕНКОВ ФОНЕМ В БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ // Вестник БГУ. Филология. - 2023. №4. . - С. 45-50.
Заглавие:
О СВОЕОБРАЗИИ ОТТЕНКОВ ФОНЕМ В БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье ставится цель выявить специфические особенности фонем русского и бурятского языков, имеющие системное языковое значение, а также различия, не являющиеся фонематически значимыми, но тем не менее нарушающие речевую эстетику и образующие так называемый акцент. Данная цель ставилась в надежде, что статья может быть полезна как исследователям бурятского языка, так и методистам в обучении бурятскому языку лиц, не владеющих родным языком. Автор приходит к выводу: звуки разных языков могут иметь сходство, но при этом они могут различаться по участию голоса и шума, подвижных и пассивных органов речи, смычному или щелевому происхождению звука и т. д. Дано описание действия закона сингармонизма, который диктует произношение согласных и выбор гласных в зависимости от их твердорядности/мягкорядности, разные произносительные оттенки од-них и тех же звуков в зависимости от места и способа их образования. Артикуляционно близкие звуки в бурятском и русском языках могут отличаться редуцированностью, назализованностью, аффрицированностью, аспирацией, боль-шей или меньшей степенью вибрантности и т. д.
Ключевые слова:
орфоэпия, артикуляция, артикуляционная база, фонема, сингармо-низм, звуковая организация слова, фазовый характер произношения, экскурсия, вы-держка, рекурсия, гласные мягкого ряда, гласные твердого ряда
Список литературы:
1. Бакшиханова С. С., Дылыкова Р. С., Содномов С. Ц. Хэлэлгэ шэнжэлгын, хэлэлгын алдуунуудые усадхалгын методико. Улан-Удэ, 1996. 125 с.
2. Будаев Б. Ж. Акцентуация бурятского языка. Москва, 1981. 111с. Текст: непосредственный.
3. Будаев Ц. Б. Буряад хэлэн: абяануудые, үгэнүүдые үзэлгэ. Улан-Удэ, 1998. 154 х.
4. Бураев И. Д., Бажеева Т. П., Павлова Е. С. Атлас звуков бурятского языка. Улан-Удэ, 1975. 67 с. Текст: непосредственный.
5. Гунжитова Г.-Х. Ц., Дареева О. А. Фонетическая интерференция в устной речи бурят-билингвов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, вып. 12. С. 196–200. Текст: непосредственный.
6. Дамбуева П. П. Сопоставительный анализ фонетико-фонологических систем русского и бурятского языков как основа обучения бурятскому литературному произношению // Проблемы монголоведных и алтаистических исследований: материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию В. И. Рассадина (Элиста, 10–13 ноября 2009 г.). Эли-ста, 2019. С. 69–71. Текст: непосредственный.
7. Филологическое образование на начальном этапе обучения в двуязычной образовательной среде: монография / И. В. Андреева, С. П. Анзорова, П. П. Дамбуева [и др.]; под редакцией О. И. Артеменко. Москва: НПО, 2009. 212 с. Текст: непосредственный.
8. Нанзадай Д. Ц. Формирование фонетических навыков и умений на уроках бурятского языка как государственного // Вестник Бурятского госуниверситета. 2009. № 15. С. 200–205. Текст: непосредственный.
9. Раднаев Э. Р. Буряад хэлэнэй орфоэпидэ hургалга. Улан-Удэ, 1982. 95 х.
10. Сультимова Р. Т. Формирование слухопроизносительных навыков при обучении бурятскому языку учащихся 5–7 классов, не владеющих родным языком: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005. 144 с. Текст: непосредственный.
11. Сундупова Т. Ц. Методика обучения бурятскому произношению учащихся начальных классов в школах с русским языком обучения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2009. 22 с. Текст: непосредственный.