Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Галюк А. А.
КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОГО ГЛАГОЛА ПОСРЕДНИЧАТЬ В АСПЕКТЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ // Вестник БГУ. Филология. - 2024. №1. . - С. 20-27.
Заглавие:
КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОГО ГЛАГОЛА ПОСРЕДНИЧАТЬ В АСПЕКТЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686-7095-2024-1-20-27УДК: 181.161.1
Аннотация:
Целью статьи явилось описание семантико-когнитивных и дискурсивных особенностей лексемы посредничать с позиции когнитивной лингводидактики. Рассматриваются постулаты когнитивной лингводидактики, доказывается целесообразность их использования на занятиях русским языком как иностранным. Выявляются значимые когнитивно-дискурсивные свойства глагола посредничать, а также его когнитивная структура. Новизна исследования видится в том, что представление лексических единиц с позиции когнитивной лингводидактики дает возможность проиллюстрировать ключевые характеристики слова, обнаружить стоящие за ним структуры знания, что облегчает представление и закрепление новых слов в иностранной аудитории. Актуальность работы обусловлена вхождением глагола посредничать в важную для носителей языка лексико-семантическую группу глаголов помощи, отсутствием когнитивно-дискурсивного описания глагола в научных исследованиях, недостаточностью информации в словарях русского языка. Описываются семантико-когнитивные, ситуативные и дискурсивные признаки лексемы, выявляются компоненты когнитивной структуры глагола, конструируются сценарии. Устанавливаются важные для предъявления в иностранной аудитории свойства единицы посредничать.
Ключевые слова:
когнитивная лингвистика, когнитивная лингводидактика, когни-тивно-дискурсивный подход, когнитивная структура, сценарий, лексика, глагол, язы-ковая картина мира, русский язык как иностранный
Список литературы:
1. Бабенко Л. Г. Большой толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / под редакцией Л. Г. Бабенко. Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. 576 с. Текст: непосредственный.

2. Белявская Е. Г. Когнитивная лингвистика и преподавание иностранных языков // Вестник МГИМО. 2013. № 5(32). С. 76–83. Текст: непосредственный.

3. Евгеньева А. П. Словарь русского языка: в 4 томах / под редакцией А. П. Евгеньевой. Изд. 3, стер. Москва: Русский язык, 1987. Т. 3. 749 с. Текст: непосредственный.

4. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 6–17. Текст: непосредственный.

5. Лаврушина Е. В. Лингвокогнитивные аспекты в методике обучения РКИ // Colloquium-journal. 2019. № 10(34). С. 85–88. Текст: непосредственный.

6. Лузина Л. Г. О когнитивно-дискурсивной парадигме лингвистического знания // Парадигмы научного знания в современной лингвистике. 2006. С. 41–49. Текст: непосредственный.

7. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. Москва: Стелла, 1996. 144 с. Текст: непосредственный.

8. Мотов С. В. Лингвокогнитивные основы обучения иностранному языку // Вестник ТГУ. 2018. № 5(175). С. 37–44. Текст: непосредственный.

9. Одинцова И. В. Когнитивная лексикология и когнитивный синтаксис в лингводидактике // МИРС. 2018. № 2. С. 75–80. Текст: непосредственный.

10. Одинцова И. В. Когнитивная лингводидактика в ряду других когнитивных наук // МИРС. 2017. № 4. С. 80–86. Текст: непосредственный.

11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Изд. 4, доп. Москва: Азбуковник, 1999. 944 с. Текст: непосредственный.

12. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001. 192 с. Текст: непосредственный.

13. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 томах / под редакцией Д. Н. Ушакова. Москва: Советская энциклопедия; ОГИЗ, 1935–1940. Т. 3. 714 с. Текст: непосредственный.

14. Шанский Н. М. Русское языкознание и лингводидактика: сборник статей. Москва: Русский язык, 1985. 239 с. Текст: непосредственный.

15. Щукин А. Н. Методические новации в преподавании русского языка как иностранного между и конгрессами МАПРЯЛ // Мир русского слова и русское слово в мире: материалы XI Конгресса МАПРЯЛ. Варна, 2007. Т. 6(1). С. 497–503. Текст: непосредственный.