Вестник БГУ. Филология
Библиографическое описание:
,
ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ — НАЧАЛА XXI в. // Вестник БГУ. Филология. - 2024. №1. . - С. 46-54.
Заглавие:
ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ — НАЧАЛА XXI в.
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В современной гуманитарной науке отмечается устойчивый интерес к категории времени. Выявление особенностей художественного воплощения времени в произведениях русской литературы ХХ в. требует поиска новых подходов к изучаемому художественному материалу. В свете концепции «антропокосмического поворота» исследование художественной темпоральности должно учитывать не только фундаментальную и абсолютную сущность категории времени, но и его «антропную» обусловленность. Анализируются «программные» тексты ХХ — начала XXI в.: «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, «Москва — Петушки» В. В. Ерофеева, «Школа для дураков» С. Соколова, «Новые Робинзоны» Л. С. Петрушевской, «Лавр» Е. Г. Водолазкина и др. Заключается, что в литературе ХХ–XXI вв. акцентируется внимание на аксиологической значимости темпоральной образности. Категория художественного времени становится стержневой в изображении реальности, получает статус ведущей темы или лейтмотива текста.
Ключевые слова:
художественное время, темпоральные модели, образ, мотив, притча, экзистенциальная проблематика, аксиологический аспект
Список литературы:
1. Битов А. Г. Пушкинский дом: роман. Москва: Современник, 1989. 399 с. Текст: непосредственный.
2. Водолазкин Е. Г. Брисбен. Москва: АСТ, 2019. 416 с. Текст: непосредственный.
3. Ерофеев В. В. Москва — Петушки и пр. Москва: Прометей; МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. 128 с. Текст: непосредственный.
4. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. Москва: Кругъ, 2004. 560 с. Текст: непосредственный.
5. Женетт Ж. Фигуры: в 2 томах. Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Текст: непосредственный.
6. Зощенко М. М. Нервные люди. Рассказы и фельетоны (1925–1930). Москва: Время, 2008. 752 с. Текст: непосредственный.
7. Иванов В. В. Категория времени в искусстве и культуре ХХ века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Ленинград: Наука, 1974. C. 39–66. Текст: непосредственный.
8. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. Москва: Интрада, 1998. 256 с. Текст: непосредственный.
9. Колобаева Л. А. От временного к вечному (Феноменологический роман в русской литературе ХХ века) // Вопросы литературы. 1998. № 3. С. 132–144. Текст: непосредственный.
10. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: в 2 томах. Т. 1: 1953–1968. Москва: Академия, 2003. 416 с. Текст: непосредственный.
11. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго: роман. Повести. Фрагменты прозы. Москва: Советский писатель, 1989. 736 с. Текст: непосредственный.
12. Петрушевская Л. С. Собрание сочинений: в 5 томах. Т. 1: Проза. Харьков: Фолио; Москва: ТКО АСТ, 1996. 398 с. Текст: непосредственный.
13. Рильке Р. М. Новые стихотворения. Москва: Наука, 1977. 544 с. Текст: непосредственный.
14. Сартр Ж.-П. Ситуации: Что такое литература? Статьи. Эссе. Москва: Ладомир, 1998. 432 с. Текст: непосредственный.
15. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. Москва: Флинта; Наука, 2001. 604 с. Текст: непосредственный.
16. Сычева О. И. Пространственный аспект характеристики топохрона в мифологической картине мира // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2023. № 4. С. 73‒77. Текст: непосредственный.
17. Трифонов Ю. В. Как слово наше отзовется... Москва: Советская Россия, 1985. 384 с. Текст: непосредственный.
18. Флоровский Г. Пути русского богословия. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Georgij_Florovskij/puti-russkogo-bogoslovija/ (дата обращения: 24.01.2024). Текст: электронный.
19. Форстер Э. М. Избранное. Ленинград: Художественная литература, 1977. 376 с. Текст: непосредственный.
20. Хармс Д. И. Полное собрание сочинений: в 6 томах. Т. 2: Проза. Драматические произведения. Авторские сборники. Незавершенное. Санкт-Петербург: Академический проект, 1997. Текст: непосредственный.