Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Ломакина М. И.
,
Полева Е. А.
ШКОЛЬНЫЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ О «ПОПАДАНЦАХ» В СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ: СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ // Вестник БГУ. Филология. - 2024. №1. . - С. 63-71.
Заглавие:
ШКОЛЬНЫЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ О «ПОПАДАНЦАХ» В СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ: СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686-7095-2024-1-63-71УДК: 82:81-26, 82:801.6
Аннотация:
В статье представлена выборка художественных произведений начала ХХI в., соответствующих основным характеристикам жанра фантастической школьной повести о «попаданцах» в советское прошлое и позволяющих анализировать разные аспекты памяти у авторов и «постпамяти» (М. Хирш) у юных персонажей произведений. Способами проявления авторской культурно-исторической памяти в повестях Т. Крюковой, А. Жвалевского, Е. Пастернак, А. Ремиз являются речевые особенности персонажей, в том числе использование советизмов, эмоциональная модальность освещения социальных правил поведения, принятых в советском обществе 1980-х гг., характеристика материально-технической культуры (одежда, вещи, средства связи и пр.), социальных и геополитических контекстов. Анализ повестей позволил установить, что все авторы соединяют два принципа изображения эпох: контраст и параллелизм. На контрасте высвечиваются стереотипы и особенности исторических периодов (1980-х и 2000-х гг.), различие детей современной России и Советского Союза. Параллелизм же связан с проявлением в поведении персонажей вечных гуманистических ценностей (дружба, сострадание, взаимовыручка, справедливость), которые сохраняются в разных исторических и социокультурных контекстах и составляют опору для выстраивания отношений и самоопределения персонажей-подростков.
Ключевые слова:
память, постпамять, советское прошлое, «попаданцы», культурно-исторический образ времени, фантастическая школьная повесть, современная детская литература
Список литературы:
1. Багдасарян О. Ю. Память второго поколения и работа с прошлым в современной детской литературе // Политическая лингвистика. 2019. № 6(78). С. 132–138. Текст: непосредственный.

2. Белохвостик Н. Белорусские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак: «Книги пишем по законам физики». URL: https://www.kp.ru/daily/24376/558113/ (дата об-ращения: 22.11.2023). Текст: электронный.

3. Галина М. Вернуться и переменить. Альтернативная история России как отражение травматических точек массового сознания постсоветского человека // Новое литературное обозрение. 2017. № 4(146). С. 258–271. Текст: непосредственный.

4. Жвалевский А., Пастернак Е. Время всегда хорошее: повесть. Москва: Время, 2001. 240 с. Текст: непосредственный.

5. Иващенко Н. С. Попаданчество как межкультурное взаимодействие // Terra куль-тура. 2017. № 6. URL: http://terra.lgaki.info/generation_p/popadanchestvo-kak-mezhkulturnoe-vzaimodeystvie.html (дата обращения: 03.01.2024). Текст: электронный.

6. Королев К. Поиски национальной идентичности в советской и постсоветской массовой культуре: славянский метасюжет в отечественном культурном пространстве. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020. 376 с. Текст: непосредственный.

7. Крюкова Т. Повторение пройденного: юмористическая повесть. Москва: Аквилегия-М, 2017. 256 с. Текст: непосредственный.

8. Лобин А. Повествовательное пространство и магистральный сюжет современного историко-фантастического романа. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2008. 132 с. Текст: непосредственный.

9. Новохатский Д. В. Спасти прошлое: хронокоррекция в русской литературе. Milano: Criterion, cop, 2023. 330 с. Текст: непосредственный.

10. Ремиз А. Кошка с Юпитера и позвоночные. Москва: БерИнга, 2018. 168с. Текст: непосредственный.

11. Фишман Л. Мы попали // Дружба народов. 2010. № 4. С. 200–208. Текст: непосредственный.

12. Фрумкин К. Г. Альтернативно-историческая фантастика как форма исторической памяти // Историческая экспертиза. 2016. № 4. С. 17–28. Текст: непосредственный.

13. Хирш М. Что такое постпамять / перевод К. Харланова. URL: https://urokiistorii.ru/article/53287 (дата обращения: 12.08.2023). Текст: электронный.

14. Холостова Т. Время и литература (вступительная статья) // Козырева М. Девочка перед дверью. Ленинград: Детская литература, 1990. С. 3–13. Текст: непосредственный.