Вестник БГУ. Филология
Библиографическое описание:
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕКСТА В ПАРАДИГМЕ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Вестник БГУ. Филология. - 2024. №4. . - С. 3-11.
Заглавие:
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕКСТА В ПАРАДИГМЕ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье исследуется аксиологическая и коммуникативная трансформация статуса текста в современной цифровой реальности. В русской культуре и литературе XIX в. текст воспринимался как культурно-аксиологическая доминанта, а творчество и рефлексия посредством текстопорождения выступали знаком духовной деятельности личности и ее взаимодействия с миром. С развитием компьютерно опосредованной коммуникации ценностный статус и стратегии порождения текста изменились с фокусом на оптимизацию семантики и структуры. Автоматическая генерация текста, являясь следующим этапом в трансформации коммуникативных стратегий, максимально отчуждает текст от субъекта речевой деятельности. Искусственный текст сочетает естественный язык и машиночитаемый код, демонстрируя авто-генерацию, масштабируемость, интерактивность и мультимодальность. Его можно рассматривать как лингвосемиотический объект, обладающий семантической полнотой, логичностью и референциальностью, однако он лишен индивидуальной творческой природы и информационной ценности и, являясь результатом усреднения больших текстовых данных, теряет культурную значимость. Несмотря на эти ограничения коммуникативный потенциал искусственного текста в цифровом дис-курсе растет, отражая сдвиг в сторону взаимодействия человека и машины в пост-гуманистической культуре.
Ключевые слова:
авторство, текст, Homo Scriptor, автоматическая генерация текста, оптимизация, искусственный текст, коммуникативная стратегия автогенерации, лингвистика текста, текст в постгуманизме
Список литературы:
1. Айдагулова А. Р. Особенности текстов, сгенерированных искусственным интел-ектом // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. № 4. С. 154–156. Текст: непосредственный.
2. Коган Л. «И внял я неба содроганье…» (О философии пушкинского «Пророка») // Вопросы литературы. 2002. № 4. C. 201–230. Текст: непосредственный.
3. Колмогорова А. В., Марголина А. В. Написанный vs сгенерированный текст: «естественность» как категория текстовая и психолингвистическая // Научный результат.
Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2024. Т. 10, № 2. C. 71–99. URL: https://rrlinguistics.ru/journal/annotation/3499 (дата обращения: 15.09.2024). Текст: электронный.
4. Кононова И. В., Николаев Ф. А. Seo-оптимизированный текст как жанровая разновидность компьютерно опосредованного рекламного дискурса // Вестник ВолГУ. Серия 2. Языкознание. 2016. № 4. С. 96–103. URL: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2016.4.10 (дата обращения: 15.09.2024). Текст: электронный.
5. Липовецкий M. Н. Постмодернизм в русской литературе: агрессия симулякров и саморегуляция хаоса // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2006. № 1.
С. 52–82. Текст: непосредственный.
6. Медведев Н. П. Тема поэта-пророка у Лермонтова и Пушкина // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 4. С. 127–133. Текст: непосредственный.
7. Мочалова А. С., Торопова А. И. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина //
Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86764 (дата обращения: 15.09.2024). Текст: электронный.
8. Сериков А. Е. Проблема порождения смысла и современный генеративизм // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология. 2007. № 2. С. 155–173. Текст: непосредственный.
9. Тельпов Р. Е., Ларцина С. В. Типовые различия естественных и сгенерированных нейронной сетью текстов в квантитативном аспекте // Научный диалог. 2023. 12(7). С. 47–65. URL: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-7-47-65 (дата обращения: 15.09.2024). Текст: электронный.
10. Хомский Н. Синтаксические структуры = Syntactic Structures // Новое в лингвистике. Москва, 1962. Вып. 2. С. 412–527. Текст: непосредственный.
11. Хомский Н. Язык и мышление. Язык и проблемы знания. Благовещенск: БГК
им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1999. 254 с. Текст: непосредственный.
12. Шамина И. С. SEO-копирайтинг 2.0. Как писать тексты в эру семантического поиска. Москва, 2018. 260 с. Текст: непосредственный.
13. Эпштейн М. Н. Слово и молчание: метафизика русской литературы: учебное пособие для вузов. Москва, 2006. 559 с. Текст: непосредственный.