Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Шишков М. С.
,
Чжэн Ж.
СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТНОГО ОПИСАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ГЕРОЯ // Вестник БГУ. Филология. - 2025. №1. . - С. 3-11.
Заглавие:
СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТНОГО ОПИСАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ГЕРОЯ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686-7095-2025-1-3-11УДК: 81’42:821.161.1
Аннотация:
Статья выполнена в русле идей лингвистики текста и посвящена определению роли структурно-композиционных характеристик портретного описания в формировании образа героя в романе, написанном художником. В качестве материала для анализа выбран текст романа А. Романовой «Холст, масло». В статье в качестве примера приводится анализ портретного описания одной героини романа — Анны Вадим (глава 4). Новизна подхода определяется обращением к искусствоведческой литературе и описанием прототипической модели живописного портрета, которая служит основой для структурно-композиционного анализа портретного описания. Целью работы было выявление специфики использования структурно-композиционных средств при создании образа героя в особом типе портретного описания. Были получены следующие результаты. Показано, что автор-художник при создании портретного описания ориентируется на прототипическую модель живописного портрета, создающую «портретный текстовый континуум» каждой главы и служащую основой для структурно-композиционного решения романа. В такого рода текстах портретное описание становится текстообразующим функционально-смысловым типом речи и служит средством формирования образа героя.
Ключевые слова:
лингвистика текста, функционально-смысловые типы речи, описание, портретное описание, художественный текст, роман А. Романовой «Холст, масло», структурно-композиционные особенности, текстообразующие элементы, прототипическая модель живописного портрета, образ героя
Список литературы:
1. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; Практикум. Изд. 3, испр. Москва: Флинта: Наука, 2005. 496 с. Текст: непосредственный.

2. Варфоломеева Ю. Н. Критерий частотности в исследовании семантики глагольных предикатов описательных текстов // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2021. Вып. 2. С. 11–15. Текст: непосредственный.

3. Визер В. В. Живописная грамота. Основы портрета. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 192 с. Текст: непосредственный.

4. Водясова Л. П. Описание как функционально-смысловой тип речи, его виды и роль в художественном тексте // Вестник угроведения. 2019. Т. 9, № 3. С. 417–426. Текст: непосредственный.

5. Гончар И. А. Тип сложного портретного описания в художественном тексте // Филологический класс. 2014. № 3(37). С. 13–18. Текст: непосредственный.

6. Коровина Т. Н. Рисуем портрет. Харьков; Белгород: Книжный клуб семейного досуга, 2011. 96 с. Текст: непосредственный.

7. Невская П. В. Литературно-живописное портретирование в пространстве художественной коммуникации // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 1. С. 109–111. Текст: непосредственный.

8. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. 262 с. Текст: непосредственный.

9. Портрет. Уроки мастерства / редактор Ю. А. Небукина. Москва: Мир книги, 2005. 96 с. [Школа рисования]. Текст: непосредственный.

10. Романова А. Холст, масло. Санкт-Петербург: Геликон Плюс, 2011. 430 с. Текст: непосредственный.

11. Стрельцова Е. В. Средства портретирования персонажа в рассказах Роальда Даля // Вестник ВУиТ. 2018. № 2. С. 78–86. Текст: непосредственный.

12. Текст: теоретические основания и принципы анализа: учебно-научное пособие / под редакцией К. А. Роговой. Санкт-Петербург: Златоуст, 2011. 456 с. Текст: непосредственный.

13. Яблонская Л. В. Личностно-тональный код как создание внешнего образа героя произведения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2015. № 1(152). С. 130–135. Текст: непосредственный.