Вестник БГУ. Филология
Библиографическое описание:
ПРОБЛЕМА ФОРМОТВОРЧЕСТВА В РОК-ТЕКСТЕ А. М. ЛИТВИНОВА // Вестник БГУ. Филология. - 2025. №2. . - С. 50-58.
Заглавие:
ПРОБЛЕМА ФОРМОТВОРЧЕСТВА В РОК-ТЕКСТЕ А. М. ЛИТВИНОВА
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
Усложненность художественного языка и экзистенциально-абсурдистская ориентированность проблематики текстов рок-поэта А. М. Литвинова позволяют рас-сматривать его творчество в контексте художественных исканий поэзии русского модернизма. Основной массив литвиновской лирики подчиняется сущностной модернистской установке на эпатаж и игру. Эпатажно-игровая эстетика реализуется в двух аспектах. Первый связан с декларацией асемантичности, смысловой затемненности текста, граничащей с абсурдом. Для реализации принципа асемантичности автор использует целый спектр приемов людической поэтики. Второй аспект заключается в абсолютизации «периферийных» с точки зрения традиционного искусства формальных компонентов текста. Анализ ряда произведений А. М. Литвинова позволяет говорить о значительной роли фонетической аксиологии в поэтике его текстов — об их «символичности», а не о «иллюстративности».
Ключевые слова:
А. М. Литвинов, Веня Д’Ркин, рок-поэзия, модернизм, авангард, образ, мотив, формотворчество, поэтика.
Список литературы:
1. Блок А. Собрание сочинений: в 8 томах. Москва; Ленинград: Художественная литература, 1960–1965. Текст: непосредственный.
2. Веня Д’ркин. ДрАнтология. Москва: Выргород, 2023. 640 с. Текст: непосредственный.
3. Верлен. Рембо. Малларме. Стихотворения. Проза / составитель О. Дорофеев. Москва: Рипол Классик, 1998. 736 с. Текст: непосредственный.
4. Горбачев А., Зинин И. Песни в пустоту: потерянное поколение русского рока 90-х. Москва: АСТ; CORPUS, 2015. 448 с. Текст: непосредственный.
5. Имихелова С. С. Тема творчества и образ художника в тувинской и бурятской прозе 1960–1970-х гг. // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2024. Вып. 1. С. 72–80. Текст: непосредственный.
6. Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. Москва: ИФРАН, 2008. 255 с. Текст: непосредственный.
7. Крученых А. Сдвигология русского стиха. Москва: МАФ, 1922. 48 с. Текст: непосредственный.
8. Лексина А. В. Зеркала смысла «В трауре неба»: варианты прочтения художественного мира Вени Д’ркина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов. Екатеринбург; Тверь: УГПУ — ТвГУ, 2016. Вып. 16. С. 201–209. Текст: непосредственный.
9. Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания. Ленинград: Советский писатель, 1989. 718 с. Текст: непосредственный.
10. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. Москва: Гнозис, 1992. 272 с. Текст: непосредственный.
11. Маяковский В. В. Собрание сочинений: в 12 томах. Москва: Правда, 1978. Текст: непосредственный.
12. Мириманов В. Б. Русский авангард и эстетическая революция XX века. Другая парадигма вечности. Москва: Изд-во Российского государственного гуманитарного ун-та, 1995. 64 с. Текст: непосредственный.
13. Патерыкина В. В. Столкновение смыслов в творчестве А. М. Литвинова // Terra культура. № 15. URL: https://terra.lgaki.info/kultura_ludisudbi/stolknovenie-smyslov-v-tvorchestve-a-m-litvinova.html/5 (дата обращения: 03.02.2025). Текст: электронный.
14. Сидорова А. П., Якимов А. Б. «Веня, зачем нам поезд?»: диалог текстов (песня Вени Д’ркина «Бубука» и поэма Вен. Ерофеева «Москва—Петушки») // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов. Екатеринбург; Тверь: УГПУ — ТвГУ, 2008. Вып. 10. С. 182–191.
15. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. Москва: Изд-во МГУ, 1993. 248 с. Текст: непосредственный.
16. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. Москва: Наука, 1977. 576 с. Текст: непосредственный.