Вестник БГУ. Филология
Библиографическое описание:
СВОЕОБРАЗИЕ ЭКФРАСИСА В «ПИСЬМАХ ИЗ РУССКОГО МУЗЕЯ» ВЛАДИМИРА СОЛОУХИНА // Вестник БГУ. Филология. - 2025. №2. . - С. 69-76.
Заглавие:
СВОЕОБРАЗИЕ ЭКФРАСИСА В «ПИСЬМАХ ИЗ РУССКОГО МУЗЕЯ» ВЛАДИМИРА СОЛОУХИНА
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье рассматривается своеобразие экфрасиса в очерке Владимира Солоухина «Письма из Русского музея». В центре внимания сюжет, описание таких особенностей действительности, которые отсылают к визуальным источникам искусства. Цель исследования — определить тип доминирующего экфрасиса в очерке «Письма из Русского музея». Для достижения этой цели в статье подробно исследуется предложенная современными литературоведами типология видов экфрасиса с точки зрения объема и содержания. Актуальность темы и проблемы для российского и зарубежного научного сообщества заключается в том, что феномен экфрасиса остаётся в сфере внимания литературоведов, а творчество писателей советского периода нуждается в современной научной интерпретации и реинтерпретации, тем более что на данный момент в отечественном и зарубежном литературоведении нет исследовательских работ, в которых рассматривались бы функция и виды экфрасиса в упомянутом очерке Владимира Солоухина. Основной вывод статьи заключается в том, что благодаря применению прямого, полного и дескриптивного экфрасисов в очерке «Письма из Русского музея» происходит наиболее полная и точная передача авторской позиции читателю. Экфрасис у Солоухина выполняет разные функциональные задачи: характеризация главных героев, выразительная оценка социально значимых явлений.
Ключевые слова:
экфрасис, автор, история, память, талант, Владимир Солоухин, «Письма из Русско-го музея», дар.
Список литературы:
1. Аймермахер К. А. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917–1932. Москва: АИРО-ХХ, 1988. 208 с. Текст: непосредственный.
2. Артановский С. Н. Эссеистика Владимира Солоухина // Вестник СБГУКИ. 2019. Вып. 4, № 17. С. 21–22. Текст: непосредственный.
3. Артемьева И. П. Литературная топография как методический прием в преподавании русской классической литературы // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под редакцией Е. Н. Ковтун, Д. А. Пичугиной. Москва: МАКС Пресс, 2018. С. 14–16. Текст: непосредственный.
4. Барт Р. М. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: перевод с французского / составитель, общая редакция и вступительная статья Г. К. Косикова. Москва: Прогресс, 1989. 616 с. Текст: непосредственный.
5. Березкина Е. П., Чжао Сеньи. Семейные ценности в романе Л. Улицкой «Лестница Якова»// Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2023. Вып. 2.
С. 62–67. Текст: непосредственный.
6. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. Москва: Наука, 1977. 282 с. Текст: непосредственный.
7. Карташова Е. П. Афористичность авторского сознания в жанре «лирико-философской миниатюры» (В. В. Розанов и В. А. Солоухин) // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Вып. 18, № 3. С. 388–393. Текст: непосредственный.
8. Кушнир К. И. Языковое воплощение основных стихий (на примере стихии «Вода») в художественных произведениях В. Солоухина // Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Вып. 31, № 3. С. 11–17. Текст: непосредственный.
9. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1998. 387 с. Текст: непосредственный.
10. Меднис Н. Е. Религиозный экфрасис в русской литературе // Критика и семиотика. 2006. Вып. 10, № 2. С. 58–67. Текст: непосредственный.
11. Огрызко В. В. Владимир Солоухин // Вестник ТГУ. 2002. Вып. 3, № 21. С. 20–56. Текст: непосредственный.
12. Солоухин В. А. Письма из Русского музея. Москва: Красный Октябрь, 2006. 231 с. Текст: непосредственный.
13. Федосова Н. А. Литературный жанр в разное время. Москва: Лабиринт, 2018. 121 с. Текст: непосредственный.
14. Эткинд А. Я. Культура против природы: психология русского модерна. Москва: Октябрь, 1993. 101 с. Текст: непосредственный.
15. Яценко Е. А. Любите живопись, поэты: экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. 2011. Вып. 11. С. 23–24. Текст: непосредственный.
16. Ярончук В. А. Творческое наследие Владимира Солоухина. Москва: ЭКСМО, 2001. 118 с. Текст: непосредственный.