Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Высочанская А. М.
КИНЕМАТОГРАФ ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ В ЗЕРКАЛЕ СИМВОЛИСТСКОЙ КРИТИКИ И ПОЭЗИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2018. №2. Филология. Филология. - С. 28-35.
Заглавие:
КИНЕМАТОГРАФ ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ В ЗЕРКАЛЕ СИМВОЛИСТСКОЙ КРИТИКИ И ПОЭЗИИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2018-1-2-28-35УДК: 82(091)
Аннотация:
В статье поднимается проблема художественной рецепции кинематографа писателями Серебряного века в критике и поэзии. Поскольку рецептивная традиция символистов оказала значимое влияние на всю русскую литературу, обращавшуюся к теме кино, в статье уделяется особое внимание рассмотрению образа «Великого Немого» в символистской лирике на примере стихотворений А. Блока, В. Брюсова, Ф. Сологуба, Г. Иванова и Г. Чулкова. Содержание статьи представляет интерес в связи со 100-летием Октябрьской революции, и в ее основу были положены тезисы выступления на круглом столе «Революция и литература: взгляд через столетие» (7 ноября 2017 г., филологический факультет МГУ). Если до революции в отношении к кинематографу превалировала мистическо-техногенная интерпретация сим- волистов и он воспринимался как ипостась потустороннего мира, царства грез и обмана, одновременно ужасающего и завораживающего, то довольно скоро «Великий Немой» превратился в эмблему современной демократической городской культуры, призванной произвести революцию в системе искусств. Великая Октябрьская революция открыла не только новую страницу в истории, но и существенно повлияла на положение кинематографа и литературы.
Ключевые слова:
Белый; Андреев; Брюсов; Блок; Сологуб; Иванов; Чулков; ки- нематограф; революция; рецепция.
Список литературы:
Андреев Л. Письма о театре [Электронный ресурс]. — URL: http://andreev.lit- info.ru/andreev/articles/andreev/pisma-o-teatre.htm (дата обращения: 26.11.2017).

Белый А. Синематограф // Собр. соч. Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей. — М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012. — С. 265–268.

Белый А. Город // Собр. соч. Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей. — М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012. — С. 268–272.

Блок А. Искусство — ноша на плечах. Электронный ресурс: https://ru.wikisource.org/wiki/Искусство_-_ноша_на_плечах_(Блок) (дата обращения: 26.11.2017).

Брюсов В. Соч.: в 2 т. — М.: Художественная литература, 1987.

Брюсов В. Собр. соч.: в 7 т. Т. 3. — М.: Художественная литература, 1974. — 696 с.

Волошин М. Организм театра // Волошин М. Лики творчества. — Л., 1988. — С. 112–118.

Горький М. Синематограф Люмьера [Электронный ресурс]. — URL: https://kinosophia.wordpress.com/2012/07/04/firstrevie/ (дата обращения: 26.11.2017).

Иванов Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1 / под ред. В. П. Кочеткова. — М.: Согласие, 1994. — 656 с.

Кириллова О. Кинотекст Валерия Брюсова // Русский кинонарратив. Междунар. журнал исследований культуры. — 2012. — 2(7). – С. 84 – 89.

Лебедев Н. Очерк истории кино СССР. Немое кино: 1918–1934 годы. — М.: Искусство, 1965. — 373 с.

Маяковский В. Театр и кино: в 2 т. / коммент. А. В. Февральского. — М.: Ис- кусство, 1954. — Т. 2. — 560 с.

Чуковский К. Нат Пинкертон // Собр. соч.: в 15 т. Т. 7: Литературная критика. 1908–1915 / предисл. и коммент. Е. Ивановой. — 2-е изд., электрон., испр. — М.: Агентство ФТМ, Лтд, 2012.

Чулков Г. Живая фотография [Электронный ресурс]. — URL: http://flicker.org.ru/f1/part5.htm#chulkov (дата обращения: 26.11.2017).

Сологуб Ф. Нетленное пламя // Театр и искусство. — 1912. — № 51. — С. 1020–1022.

Цивьян Ю. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России. 1896– 1930. — Рига: Зинатне, 1991. — 246 с.