Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Цвык И. В.
ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ДУШИ И ЕЕ БЕССМЕРТИЯ В РУССКОЙ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX В. // Вестник БГУ. Философия. - 2019. №2. . - С. 3-11.
Заглавие:
ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ДУШИ И ЕЕ БЕССМЕРТИЯ В РУССКОЙ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX В.
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2019-2-3-11УДК: 130.1
Аннотация:
Статья посвящена анализу учения о душе, ее происхождении и бессмертии, сформулированному в рамках русской духовно-академической философии XIX в. Рассматриваются логико-рационалистическое и этико-антропологическое направления в духовно-академических интерпретациях проблемы сущности и происхождения души. Отмечается, что проблемы души и ее бессмертия в духовно-академической традиции обсуждались в русле двух разнонаправленных тенденций: в духе психологического идеализма, в большей степени свойственного Киевской и Казанской духовным академиям, и в соответствии с общими установками «верующего разума» Москов- ской и Санкт-Петербургской академий. На основании анализа духовно- академической аргументации положения о бессмертии души делается вывод о том, что строго логичного, рационального обоснования бессмертия души, как и бытия Бога, в духовно-академической философии не произошло. Пытаясь обосновать бессмертие души, представители духовно-академической мысли были вынуждены обратиться к богословской аргументации, чтобы не выйти за пределы православного учения. Тем не менее постановка вопроса о возможности философской интерпретации бессмертия души в рамках православной умозрительной, рациональной психологии, а также православная интерпретация осмысления этой проблемы западноевропейской философской мыслью свидетельствуют о том, что эти попытки академических профессоров не были абсолютно бесплодными в теоретическом отношении и сыграли свою роль в развитии гносеологической проблематики русской философии конца XIX — начала ХХ в.
Ключевые слова:
духовно-академическая философия; душа; познание; религиозное сознание; бессмертие души; умозрительная психология; рациональное богопознание; П. С. Авсенев; Ф. А. Голубинский; В. Н. Карпов.
Список литературы:
Гаврюшин Н. К. Самопознание как таинство // Предисловие к кн. Русская рели- гиозная антропология. Т. I: Антология. М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997. 528 с.

Голубинский Ф. А. Умозрительная психология. М., 1871. 62 с.

Карпов В. Н. Вступительная лекция в психологию // Христианское чтение. 1868. Ч. I. С. 190‒208.

Коцюба В. И. Духовно-академическая философия первой половины XIX века и ее оценка в трудах отечественных и зарубежных мыслителей и исследователей. М.: Академика, 2014. 671 с.

Куценко Н. А. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школы. М., ИФ РАН, 2005. 144 с.

Пишун С. В. Теистическая концепция религии и познания Сверхсущего В. Д. Кудрявцева-Платонова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2017. № 3. С. 123‒127.

Феофан (Авсенев П. С.). Из записок по психологии // Сборник из лекций бывших профессоров Киевской духовной академии. Киев [б. и.], 1869. С. 2‒88.

8. Цвык И. В. Духовно-академическая философия XIX в. М.: Изд-во РУДН, 2002. 333 с.

Шарова М. А. Философия и теистическая психология П. С. Авсенева (анализ работы «Из записок по психологии») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 2‒2(52). С. 209‒213.

Шевцов А. В. Логико-гносеологическое направление философии в Санкт- Петербургской духовной академии // Христианское чтение. 2017. № 1. С. 263‒284.