Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
,
HOMO LOGUENS И ПРОЦЕССЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2019. №2. . - С. 12-19.
Заглавие:
HOMO LOGUENS И ПРОЦЕССЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье авторы анализируют функции и возможности языка в процессах социальной идентификации индивида. Язык как маркер всего социокультурного поведения участвует в определении этнической ингруппы. Эта функция языка актуализируется в поликультурном социальном окружении. Иноязычная среда определяет особую значимость этноконсолидирующей функции языка. Лингвокультурные контакты в полиэтническом регионе одновременно являются формой диалога культур; «социальным зеркалом», обеспечивающим выявление специфических черт культуры собственной этногруппы; средством интеракции, которое позволяет провести рефлексивное проектирование самости культуры; фактором этноконсолидации; условием развития кросс-культурной компетентности. Взаимодействие языков на общей территории есть действие диспозиции «свой язык — иной язык», которая формирует автостереотипы и способствует осознанию гетеростереотипов этногруппы. Данные выводы построены на результатах авторских исследований критериев определения родного языка респондентами, проживающими в Иркутской области (2011‒2018). Несмотря на объективное распространение инструменталистского подхода в философии языка, не меньшее значение в современных условиях имеет философско-культурологический подход, который рассматривает язык как единство эмоционально-оценочного, сенсорно-рецептивного, логико-понятийного, ценностно-нравственного компонентов обыденного сознания носителя языка. Приоритетность философского понимания языка приписывает этничности значение коммуникативного ресурса, определяющего не только речевое, но и социальное поведение. Язык является доминирующим фактором в системе этнической идентификации индивида.
Ключевые слова:
язык; языковая личность; языковые контакты; коммуникативное поведение; этническая идентификация; социальное взаимодействие.
Список литературы:
Agar M. H. Language shock: Understanding the culture of conversation. N. Y., 1994. 284 p.
Giddens A. Modernity and self identity: Self and society in the late modern age. Stanford, 1991. P. 187‒201.
Giles H., Bourhis R. Y., Taylor D. M. Towards a theory of language in ethnic group relation // Language, ethnicity and intergroup relations. L.: Acad. Press, 1977. Р. 307–348.
Heidegger Martin. Sein und Zeit. Max Niemeyer Verlag, 2002. 445 s.
Heller M. Language, ethnicity and politics in Quebec. Berkeley, 1982. Р. 308.
Tajfel H., Turner J. C. The social identitytheory ofintergroup behavior // Psychology of intergroup relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7–24.
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999. 896 c.
Бахтин М. М. Этика словесного творчества. М., 1986. С. 335.
Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. М., 2004. 232 c.
Витгенштейн Л. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 440 с.
Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 2000. 400 c.
Джунусов М. С. Сближение советских национальных культур и развитие общенародного двуязычия // Национальный язык и национальная культура. М., 1978. С. 145–162.
13.Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветский период. М., 2003. 376 c.
Истомина О. Б. Языковые контакты в современном российском обществе: сущность, формы, тенденции (региональный аспект) / науч. ред. И. И. Осинский. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. 288 с.
Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 2000. 2007 c.
Мюллер М., Сепир Э., Уорф Б. Витгенштейн. Языки как образ мира. М.: АСТ, СПб.: Terra Fantastica, 2003. 576 с.
Панькин А. Б. Этнокультурная коннотация образования. Элиста, 2009. С. 14.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. 573 с.
Тамерян Т. Ю. Модель мира в языке: проблемы двуязычного пространства. Владикавказ, 2004. 218 c.
Тощенко Ж. Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. М., 2003. С. 407.
Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М., 1974. С. 53.