Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Ободоева Б. В.
ФИЛОСОФСКОЕ ВОЗЗРЕНИЕ БУДДИЙСКОГО УЧЕНИЯ О ТЕОРИИ ЦВЕТА В ТИБЕТСКИХ ТРАКТАТАХ XV‒XVIII ВЕКОВ // Вестник БГУ. Философия. - 2019. №2. . - С. 31-35.
Заглавие:
ФИЛОСОФСКОЕ ВОЗЗРЕНИЕ БУДДИЙСКОГО УЧЕНИЯ О ТЕОРИИ ЦВЕТА В ТИБЕТСКИХ ТРАКТАТАХ XV‒XVIII ВЕКОВ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2019-2-31-35УДК: 316.4
Аннотация:
Статья посвящена анализу основных тибетских трактатов по иконометрии, описыва- ющих философское обоснование цвета в канонической буддийской живописи танка. Внимание уделяется основным отличительным особенностям в трактовке взаимодей- ствия цвета и его связей с философской составляющей буддийского учения. В изуче- нии теоретического осмысления буддийской живописи рассматривается традицион- ная система описания цвета и его взаимодействий. Эта система была связана с ду- ховной практикой, которая отразилась в религиозной живописи тибетского народа, и результатом явилась насыщенная и многообразная палитра буддийского иконописца. В изучении тибетской живописи сформировалось несколько теорий относительно взаимоотношений основных цветов. В тибетской религиозной живописи в описании цвета отражается философское воззрение «метода» и «мудрости», где «мудрость» символизирует материнское, женское начало, а «метод» — отцовское, мужское нача- ло. Определённая художественная терминология, относящаяся к обозначению цвета, является уникальным наследием тибетского искусства, в котором посредством цвета отражается философское воззрение буддийского учения, берущего свое начало с древних традиций Индии.
Ключевые слова:
буддийская философия; метод; мудрость; танка; тибетская живопись; цвет; Тибет; традиция.
Список литературы:
Герасимова К. М. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. Трактаты по иконометрии и композиции Амдо XVII в. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1971. 303 с.

Герасимова К. М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 338 с.

Чже Цонкапа «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» / пер. А. Кугявичюса; под ред. А. А. Терентьева. СПб.: Нартанг, 2010. 5 т. 1437 с.

Рерих Ю. Н. Тибетская живопись; пер. с англ. А. Л. Барковой. М.: Международный Центр Рерихов, 2002.216 с.

Терентьев А. А. Определитель буддийских изображений. СПб.: Нартанг, 2004. 304 с.

Chandra L. Dictionary of Buddhist Iconography: 15 vol. New Delhi, 1999‒2005. Vol.1–15.1336 p.

David P. Jackson and Janice A. Jackson // Shambhala Publications, Inc. Boulder. Colo- rado. 80306-0271. 1984. 183 р.

Dagyab L. S. Tibetan Religious Art. Wiesbaden, 1977. 173 p.

Jackson D. P., Jackson J. A. Tibetan Thangka Painting: Methods and Materials. Jack- son. L.: Serindia Publications, 1984. 202 p.

Jackson D. A History of Tibetan Painting: the great Tibetan painters and their tradi- tions. Vienna: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1996. 456 p.

Je Tsong kha pa. The Great Treatise on the Stages of the Path to Enlightenment: The Lamrim Chenmo. Vol. 1–3, transl. by Lamrim Chenmo Translation Committee / ed. by

C. Joshua. Cutler — Snow Lion Publications, 2000. Vol. 1. 434 р.; 2002. Vol. 2. 304 р.; 2004. Vol. 3. 295 р.

Bo-dong, Mkhaspa, (1375–1451) New Delhi, Tibet House, 1969. Vol. 2. P. 254.4.‒255.3.

Bstan pa rab brtan. Bod kyi ri mo’I slob deb lag len zhun thigs zhes by aba bzhugs so. China, Beijing. 2006. 355 p.

Council for Tibetan Education, Reader 9. Dharamsala. 1967. 258 p.

Mi-Pham-rgyamtso (1846–1912). Bzognas nyer mkho za ma tog, Collected Writings, Gangtok, Sonam Topgay Kazi.Vol. 9. P. 89.6–90.1

16. Sumpa Mkhanpo, (1704–1788). New Delhi, 1975. Vol. 4. P. 353–402.

17. Rong-tha Blo-bsang-dam-chos-rgya-mtsho (1863–1917). Thig gi lag len du ma gsal bar bshad pa bzo rig mdzes pa’I kha rgyan, New Delhi, Byams-pa-chos-rgyal, n.d. 215 p.

18. Tucci G. Tibetan painted scrolls: 3 vol. Roma: La libreria dello stato, 1949. Vol. 1–3.