Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
,
ЕСТЬ ЛИ У ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СВОЙ ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ? // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №4. Педагогика. Педагогика. - С. 3-11.
Заглавие:
ЕСТЬ ЛИ У ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СВОЙ ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ?
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
Трудности становления образования для устойчивого развития в российской школе обусловлены, в частности, размытостью представлений о его содержании: необходимом минимуме знаний, специфических способах познания, ценностно-смысловых установках. Речь идет о критериях идентификации образования для устойчивого развития, без определения которых его многообразные облики не дают возможности выйти как на национальные, так и международные индикаторы и оставляют большое поле для имитации процесса. ЮНЕСКО дает лишь общие, прежде всего социально-политические, ориентиры образования для устойчивого развития, оставляя за странами право самостоятельно проектировать его содержание с учетом национальных систем образования и культуры страны. В статье рассмотрены подходы к определению структуры и состава содержания образования для устойчивого развития на основе классического, неклассического и постнеклассического типов научной рациональности.
Ключевые слова:
образование для устойчивого развития, предметность, содержание, критерии идентификации.
Список литературы:
1. Касимов Н. С., Мазуров Ю. Л., Тикунов В. С. Концепция устойчивого развития: восприятие в России // Вестник Российской академии наук. — 2004. — Т. 74, № 1. — С. 28–36.
2. Моисеев Н. Н. Экология в современном мире // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2010. — № 2. — С. 3–12.
3. Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития // Экономический и социальный совет ООН. CEP/AC. 13/2005/3/Rev.1/23 March 2005/.
Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный. Есть ли у образования для устойчивого развития свой
предмет познания?
4. Айти-Нагойская декларация по образованию в интересах устойчивого развития. ―
URL: http: //www. unesco. org/new/ru/moscow/
5. Введение в теорию устойчивого развития. Курс лекций / сост. и отв. ред. Н. М. Маме
дов. — М., 2002. — 196 с.
6. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.
7. Лисеев И. К. Философия. Биология. Культура (работы разных лет) Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2011. — 315 с.
8. Глазачев С. Н. Экологическая культура: сущность, содержание и технологии формирования // Проблемы региональной экологии. — 2004. — № 3. — С. 121–128.
9. Мамедов Н. М. Контекст экологического образования // Непрерывное образование. — 2012. — № 2. — С. 13–19.
10. Краевский В. В. Содержание образования — вперед к прошлому. — М.: Пед. общество России, 2000. — 36 с.
11. Лернер И . Я. Система методов обучения и их практическое применение // Биология в школе. — 1988. — № 3. — С. 23–28.
12. Ягодин Г. А., Третьякова Л. Т. Проблемы экологического образования // Образование в области окружающей среды: сб. докл. III Всесоюз. конф. ― Казань, 1990. — Т. 1. — С. 3–14.
13. Рыжаков М. В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1999. — 371 с.
14. Предметность обучения в школьном образовательном процессе / под ред. Е. О. Ивановой, И. М. Осмоловской. — М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. — 384 с.
15. Марфенин Н. Н. Чему и как учить для устойчивого развития? // Экологическое образование: до школы, в школе, после школы. — 2010. — № 2. — С. 13–23.
16. Дзятковская Е. Н. Традиции «экологоцентризма» ОУР в российской школе ― что дальше? // Вестник экологического образования в России. — 2014. — № 2. — С. 18–24
17. Урсул А. Д., Урсул Т. А., Мамедов Н. М. Тенденция экологизации современной науки
и ее общенаучный характер // Введение в социальную экологию: сб. науч. тр. — М.: Луч,
1993. — Ч. 1. — С. 45–54.
18. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Культурологический подход к общему экологическому образованию // Педагогика. — 2009. — № 9. — С. 35–44.
19. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. — 2010. ― № 9. — С. 38–44.
20. Дзятковская Е. Н. Экологизация как взаимодействие предметного и аспектного содержания образования // Педагогика. — 2013. — № 4. — С. 24–33.
21. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения. — М., 2011. — URL: http: //do. gendocs.ru/docs/index-357200. html
22. Концепция общего экологического образования для устойчивого развития / А. Н. Захлебный [и др.]. — URL: http: raop.ru/content/Prezidium. 2010. 09. 29. Spravka. 1. pdf