Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
СУЩНОСТЬ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЛОСОФСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ НАУКИ // Вестник БГУ. Философия. - 2020. №4. . - С. 61-67.
Заглавие:
СУЩНОСТЬ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЛОСОФСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ НАУКИ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
Статья посвящена обоснованию необходимости и описанию истории
перехода от интернализма к экстернализму как социальной ориентации в развитии
философии науки. Интернализм характеризуется как подход, который видит в познании относительно автономную деятельность по производству знания, а экстернализм — как подход, рассматривающий развитие познания в социокультурном
контексте. В настоящее время экстернализм в отечественной философии рассматривается как перспективная исследовательская программа; при этом переход к ней
обусловливается во многом переориентацией зарубежной философии. В статье
обосновывается тезис о том, что в отечественной философской традиции экстернализм имеет собственные предпосылки, причем давние, связанные с самим моментом формирования отечественной философии науки. В связи с этим дан анализ выступления Б. М. Гессена с докладом о социально-экономических корнях механики
И. Ньютона на Международном конгрессе истории науки и техники в 1931 г. Вместе с тем ранние исследования социокультурных оснований науки в российской
философии оказались чрезмерно социологизированными, и для их эффективного
развития потребовались методологические изменения. В статье приведены принципы современного социально ориентированного философского исследования науки
Ключевые слова:
философия; наука; интернализм; экстернализм; социальная философия науки; социокультурный контекст познания; методология.
Список литературы:
1. Блур Д. Определение релятивизма // Эпистемология и философия науки. 2011. № 4. С. 16–31.
2. Гессен Б. М. Социально-экономические корни механики Ньютона: доклады советских делегатов на II Международном конгрессе по истории науки и техники. М.; Л.: Гос. техн.-теоретич. изд-во, 1933. 77 с.
3. Грэхэм Л. Социально-политический контекст доклада Б. М. Гессена о Ньютоне // Вопросы истории естествознания и техники. 1993. № 2. С. 19–31.
4. Касавин И. Т. Социальная эпистемология: фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Альфа-М, 2013. 560 с.
5. Мамчур Е. А. Останется ли автономия идеалом научного знания? // Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. С. 27–43.
6. Маркова Л. А. Социальные аспекты истории науки // Философия и методология науки / под ред. В. И. Купцова. М.: Наука, 1994. Ч. 2. С. 247–264.
7. Мартишина Н. И. Феминистская философия науки: к оценке теоретического статуса // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2010. Вып. 24. С. 98–107.
8. Микешина Л. А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: ПрогрессТрадиция: МПСИ; Флинта, 2005. 464 с.
9. Современные тенденции развития эпистемологии (материалы «круглого стола») / В. А. Лекторский [и др.] // Вопросы философии. 2018. № 10. С. 31–66.
10. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 26–58.