Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №4. Педагогика. Педагогика. - С. 164-171.
Заглавие:
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье обосновывается необходимость экзистенциального подхода в современном образовании. В работе анализируются причины кризиса традиционной социодинамической парадигмы, переставшей соответствовать современной культурной ситуации. Показано, что на протяжении четырехсот лет педагогическая наука и практика образования в целом развивались в соответствии с канонами Нового времени как исключительно рациональная система объективных знаний, из которых исключались субъективные, личностные элементы, а также и внутренние смыслы самого образования. Отмечается, что в современных условиях важнейшим качеством человека становится его способность к самотрансценденции, определяемость изнутри. Проводятся параллели между экзистенциальным подходом в гуманитарных науках и современными выводами квантовой физики. Предла- гаются базисные установки экзистенциального мировоззрения и на этой основе формулируются аксиологические постулаты экзистенциального образования.
Ключевые слова:
образование, экзистенциализм, самотрансценденция, личность, смысл, мировоззрение, ценность.
Список литературы:
1. Аннушкин Ю. В. Экзистенциальный анализ свойств виртуальной реальности // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. Сер.: Педагогические науки. — Иркутск: ВСГАО, 2012. — Вып. 16. — С. 29–33.
2. Аннушкин Ю. В. Экзистенциальные ценности в образовании // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. — 2013. — № 19. — С. 30–32.
3. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. — Сергиев Посад, 2004.
4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI в. — М., 2003.
5. Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. — М., 2000.
6. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической психотерапии // Психотерапия. — № 4. — 2004. — С. 41–48.
7. Подлиняев О. Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях: учеб. пособие. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2008. — 160 с.
8. Подлиняев О. Л. К проблеме обезличеннности современного отечественного образования // Вестник Восточ-но-Сибирской государственной академии образования. Сер.: Педагогические науки. — Иркутск: ВСГАО, 2012. — Вып. 16. — С. 23–32.
9. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. — 1991. — № 6. — С. 46–52.
10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
11. Роджерс К. Р., Фрейберг Д. Свобода учиться. — М.: Смысл, 2002. — 527 с.
12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм ― это гуманизм // Сумерки богов: сб. / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. ― С. 319–324.
13. Тульчинский Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. — СПб.: Алетейя, 2002. — 680 с.
14. Фейнман Р. Характер физических законов. — М.: АСТ, 2014. — 256 с.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
16. Capek, M. The Philosophical Impact of Contemporarv Physics. Princeton, 14.1.: D. Van
Nostrand, 1961.