Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Бороноева Т. А.
ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЕ БУРЯТИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №5. Филология. Филология. - С. 46-57.
Заглавие:
ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЕ БУРЯТИИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-46-57УДК: 73.04(571.54)
Аннотация:
Рассматриваются художественные поиски современных бурятских скульпторов в выражении единства ценностей общечеловеческого значения и национальных, этнических ценностей. На рубеже ХХ–ХХI вв. господство традиционных жанров и приемов декоративной стилизации сменяются в бурятской скульптуре тяготением к фольклорно-мифологическим мотивам, базирующимся на проекции ряда национальных представлений, сюжетов и художественных форм. Известные из мифов, героического эпоса и сказок сюжеты и образы становятся символом, знаком этнической идентификации. Арсенал используемых современными скульпторами фольклорных мотивов в произведениях из дерева, камня и металла составляют не только изображения древних воинов, женщины-матери — хранительницы рода, шаманов, но и образы современников, в пластике которых сохраняется символика древних обрядов и ритуалов. Во многих скульптурных портретах и композициях проявляется ассоциативный и символико-знаковый план, способный выявить особенности национальной жизни, высветить национальные идеалы и чувства.
Ключевые слова:
бурятская скульптура, фольклор, мифология, религиозно- буддийское искусство, бронзовая пластика, орнамент, образы воинов, кочевая цивилизация, символика женских образов, национальное самосознание.
Список литературы:
1. Аюшеев Б. Не все хотят быть роботами // Новая Бурятия. 2012. 11 нояб.

2. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2003.228 c.

3. Банзаров Д. Б. Собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 476 c.

4. Имихелова С. С. Роль фольклора в художественном сознании ХХ века (на материале бурятской литературы) // Бурятоведение ― II: Научное наследие Э. Р. Раднаева и современное бурятоведение: науч. сб. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. С. 150–153.

5. Имихелова С. С., Шантанова Т. В. Женские образы в бурятской драматур- гии: архетипическое содержание и национально-культурный контекст. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. 142 с.

6. Комарова Н. П., Марц Л. В. Кочевник и скульптор Даши Намдаков // Ко- чевник. Между небом и землей. Шедедвры древних культур степей Евразии и со- брания Исторического музея и произведения скульптора Даши Намдакова. М., 2014. С. 262–265.

7. Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М.: Восточная литература РАН, 2002. 325 с.

8. Лазарева И. А. Современная бронзовая пластика Бурятии: дис. … канд. иск. Улан-Удэ, 2005. 170 с.