Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ: НРАВСТВЕННЫЙ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ // Вестник БГУ. Философия. - 2021. №3. . - С. 18-26.
Заглавие:
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ: НРАВСТВЕННЫЙ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье рассмотрен вопрос воспитания как сложного социокультурного процесса, включающего в себя целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее необходимых качеств для успешной социальной жизни, создание условий для всестороннего развития личности, обеспечение передачи социально- культурного опыта. Также приведено социально-философское истолкование процесса воспитания личности, предполагающее понимание воспитания как целенаправленное образование и развитие личностных структур — ценностных ориентаций, установок и качеств. Ценностные ориентации объединяются в ряд взаимосвязанных между собой систем, среди которых существенную роль играют мировоззренческие, нравственные и эстетические ориентации личности. Соотношение этического и эстетического фак- торов призвано сыграть существенную роль в воспитании личности. Положительные эстетические ценности ассоциируются в развитом нравственном и эстетическом со- знании личности с положительными нравственными ценностями, способствуя при этом дальнейшему нравственному воспитанию личности. Выдающиеся произведения искусства, непосредственным предметом отражения которых являются эстетические стороны действительности, также почти всегда затрагивают и нравственный аспект человеческой деятельности, таким образом, взаимосвязь эстетического и нравствен- ного аспектов воспитания очевидна.
Ключевые слова:
воспитание, ценности, личность, нравственное воспитание, нрав- ственная культура, моральная норма, эстетическое воспитание, эстетический вкус, эс- тетический идеал, искусство.
Список литературы:
Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе со- временного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1(37). С. 37‒50. Текст: непосредственный.
Байлук В. В. Ценности профессиональной самореализации личности // Педагоги- ческое образование в России. 2015. № 3. С. 19‒26. Текст: непосредственный.
Васильева З. И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е гг. ХХ в. Россия). Санкт-Петербург: Химиздат, 2003. 336 с. Текст: непосредственный.
Воспитание молодежи: проблема формирования ценностей в условиях информа- ционного общества / В. А. Цвык, И. В. Цвык, М. В. Моисеенко, и др. Москва: Изд-во РУДН, 2020. 160 с. Текст: непосредственный.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / составитель Л. В. Куликов. Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 256‒269. Текст: непосредственный.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвеще- ние, 2009. 24 с. Текст: непосредственный.
Ендовицкий Д. А., Бубнов Ю. А., Гайдар К. М. Актуальные проблемы воспита- ния молодежи в современной России // Вестник Воронежского государственного универ- ситета. Серия Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 5‒11. Текст: непосред- ственный.
Капто А. С. Профессиональная этика. Москва; Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2006. 800 с. Текст: непосредственный.
Малышев И. В. Эстетика. Курс лекций. Москва: Изд-во РАМ, 1994. 185 с.
Леонтьев, Д. А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы пси- хологии. 2013. № 3. С. 67–80. Текст: непосредственный.
Цвык В. А., Цвык И. В. Нравственное воспитание молодежи в условиях инфор- мационного общества // Вопросы философии. 2020. № 4. С. 51‒57. Текст: непосредствен- ный.