Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Истомина О. Б.
НОВЫЕ ОБРАЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ // Вестник БГУ. Философия. - 2022. №1. . - С. 3-11.
Заглавие:
НОВЫЕ ОБРАЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2022-1-3-11УДК: 1: 37.01/.09
Аннотация:
В статье анализируются характеристики современной российской си- стемы образования с позиции социально-философских оснований. Анализ сформиро- ванных под довлением типов постмодернистской рациональности образов образова- ния раскрывает тенденции ее развития. Автор характеризует такие тенденции, как дегуманизация и формализация образовательного пространства, укоренение принци- пов потребления в системе образования, определившее внедрение рыночных меха- низмов и правил маркетинговых технологий и ее менеджеризм, а также специфиче- ские эффективность и калькулируемость рынка образовательных услуг. Новые об- разы, по мнению автора, дефинированы производством симулякров знаний и форма- лизацией учебного процесса. Обосновано, что «гиперреальность» симулякров рас- пространяет формальные количественные показатели и рейтинговые значения для оценки качества учебного процесса, его результатов и деятельности всех участников образовательного процесса. Утверждается, что распад традиционных образов обра- зования, сопряженный девальвацией учебных результатов ввиду их стремительного устаревания, может быть компенсирован реализацией методологических установок экзистенциально-персоналистской парадигмы, актуализирующей эвристические ме- тоды обучения, индивидуальную маршрутизацию и технологии системно-деятель- ностного подхода.
Ключевые слова:
система образования, принципы потребления, типы рационально- сти постмодерна, эффективность, калькулируемость, симулякры, экзистенциально- персоналистская парадигма.
Список литературы:
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. Москва: Постум, 2015. 240 с. Текст: непосредственный.

Истомина О. Б. Образовательные эпистемы в культурно-историческом пространстве // Европейский журнал социальных наук. 2018. № 7(2). С. 251–257. Текст: непосредственный.

Костикова А. А., Коновалова А. Д. Симулякр третьего порядка в современном мире. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simulyakr-tretiego-poryadka-v-sovremennom-mirе (дата обращения: 30.01.2022). Текст: электронный.

Куприянчук Е. В. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной идентичности. URL: https:// docs.yandex.ru/docs/view?tm=1643701375&tld= ru&lang= ru&name=kupriyanchuk.pdf&text (дата обращения: 30.01.2022). Текст: электронный.

Латов Ю. В., Ключарев Г. А. Неформальные правила игры в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и со- временность. 2015. № 2. С. 31–42. Текст: непосредственный.

Радченко С. Симулякр образования. URL: https://proza.ru/2021/03/29/1442 (дата обращения: 30.01.2022). Текст: электронный.

Cultural-Historical Forms of Educational Practice: Socio-Philosophical Analysis / О. Istomina, V. Bukhantsov, М. Leskinen [еt al.] // Sports, Health and Management. (ESE–SHM 2018). Раris, 2018. Vol. 91. June 11–13. P. 50–55.

Socio-Economic Situation of the Region as A Factor in the Dynamics of the Institute of Education in the New Social Reality / О. Istomina, Е. Maypil, V. Metelitsa, Z. Rinchinov // Lin- guistics and Culture Review. 2021. No 5(S4). P. 617–626.

Ritzer G. The Mcdonaldizаtion of Society. California: Pine Forge Press, 2000. 278 p.