Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Музафарова Н. Р.
ПОНЯТИЕ «КАРМА» В ФИЛОСОФИИ СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА // Вестник БГУ. Философия. - 2022. №2. . - С. 25-37.
Заглавие:
ПОНЯТИЕ «КАРМА» В ФИЛОСОФИИ СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2022-2-25-37УДК: 241
Аннотация:
Целью статьи является визуальная систематизация информации о карме, одной из основных тем философии северного буддизма. Задачи, решаемые для ее достижения: сбор информации и анализ исследований, посвященных философии северного буддизма, систематизация информации в опорных конспектах. В результате проведенного исследования пришли к выводу, что в философии северного буддизма детально изучено и логически обосновано понятие кармы. Для облегчения понимания и запоминания информацию можно систематизировать в опорных конспектах.
Автор считает, что уровень восприятия, понимания и запоминания информации, представленной в опорных конспектах, более высок в отличие от подачи той же ин- формации в текстовом варианте. Для обеспечения однозначности понимания сути вся специфическая терминология в тексте продублирована на двух языках — санскрите и тибетском с транслитерацией Вайли.
Ключевые слова:
северный буддизм, философия, карма, дуйра, пратитьясамутпада, дхарма.
Список литературы:
Далай-лама. Мир тибетского буддизма. Санкт-Петербург, 1996. 467 с. Текст: непосредственный.

Далай-лама. Буддизм Тибета. Москва, 1991. 389 с. Текст: непосредственный.

Донец А. М. Базовая система дхармических категорий буддийских философов Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 198 с. Текст: непосредственный.

Донец А. М. Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике (развернутое изложение на основе переводов с тибетского учебников Кунчен Чжамьян Шепы «Учение о зависимом возникновении» и «Критическое исследование учения о зависимом возникновении»). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. 268 с. Текст: непосредственный.

Донец А. М. Проблемы базового сознания и реальности внешнего в дацанской философии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 168 с. Текст: непосредственный.

Донец А. М. Пути сутр и тантр в тибетском буддизме. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. 156 с. Текст: непосредственный.

Донец А. М. Срединное познание в буддийской традиции Гелуг / ответственный редактор С. П. Нестеркин. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016. 329 с. Текст: непосредственный.

Донец А. М. Структура дхармы в свете принципа срединности. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. 296 с. Текст: непосредственный.

Донец А. М. Учение об истине в философии школы мадхьямика-прасангика тради- ции Гелуг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 408 с. Текст: непосредственный.

Донец А. М. Учение о верном познании в философии мадхьямики-прасангики. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 251 с. Текст: непосредственный.

Йонзин Пуржог Чамба Гьяцо. Изложение «Собрания [учебных] тем», раскрывающее смысл трактатов по [теории] верного познания, называемое «Чудесный ключ для пути доказательств» / перевод с тибетского И. Л. Кучина. URL: http://buddhismrevival. ru/teachings (дата обращения: 20.03.2022). Текст: электронный.

Ра Сонам Вангьял. Лучи солнечного света собрания [тем] коренных текстов / перевод с тибетского И. Л. Кучина. URL: http://buddhismrevival.ru/teachings (дата обраще- ния: 20.03.2022). Текст: электронный.

Кучин И. Л. Дхарма. Пермь, 2017. 872 с. Текст непосредственный.

Музафарова Н. Р. Традиции изобразительного искусства северного буддизма. Чу- совой, 2021. 186 с. Текст: непосредственный.

Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения: в 2 т. Санкт-Петербург, 2020. 896 с. Текст: непосредственный.

Кунчен Чжамьян Шепа. Превосходное объяснение толкования восьми предметов [и] семидесяти смыслов, называемое изречением уст непобедимого Учителя [Майтрейи], украшающее шею обладателей ясного ума» (сокращенно — «Семьдесят смыслов», «Дон дун чу») / перевод с тибетского И. Л. Кучина. URL: http://buddhismrevival.ru/teachings (дата обращения: 18.04.2022). Текст: электронный.

Кунчен Чжамьян Шепа. Золотое ожерелье прекрасных учений, проясняющих некоторые наставления [относительно] ума [и] ведения / перевод с тибетского И. Л. Кучина. URL: http://buddhismrevival.ru/teachings (дата обращения: 18.04.2022). Текст: электронный.

Кедруб Чже. Трактат, полностью разъясняющий истинную суть глубокой пустоты, под названием «Открывающий глаза счастливцев» / перевод с тибетского И. Л. Кучина. URL: http://buddhismrevival.ru/teachings (дата обращения: 18.04.2022). Текст: электронный.

Сэ Нгаванг Таши. Ожерелье знатоков, полностью исполняющее чаянья счастливцев / перевод с тибетского И. Л. Кучина. URL: http://buddhismrevival.ru/teachings (дата обращения: 20.04.2022). Текст: электронный.