Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Ильин Р. В.
,
Сандакова Л. Г.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник БГУ. Философия. - 2022. №2. . - С. 64-71.
Заглавие:
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2022-2-64-71УДК: 101.2:130.2
Аннотация:
Авторы приводят некоторые предварительные теоретические и эмпи- рические результаты научно-исследовательской и образовательной деятельности творческого вуза в условиях цифровизации российского общества. Они анализиру- ют состояние проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства в
«цифровую» эпоху. При этом они выделяют 4 направления разработки образова- тельных ресурсов: 1) исследование современных цифровых технологий в сфере ис- кусства и культуры; 2) разработка творческих проектов с применением цифровых технологий; 3) разработка сценариев обучающих программ, формирующих необходимые компетенции по существующим методикам (сознаниевые или рациональные действия); 4) сценирование творческой деятельности мастера как системы рацио- нальных и иррациональных действий с использованием трехмерной модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда и четырехзвенной модели Г. Уоллеса. Авторы, опи- раясь на проведенные ранее исследования, как свои собственные, так и других оте- чественных ученых, доказывают, что для эффективного внедрения цифровых обра- зовательных ресурсов в образовательный процесс необходимо разработать техноло- гию мыследеятельности творческого человека — мастера, и создать систему операциональных действий, представляющих собой совокупность как рациональных, так и иррациональных действий. Это представляет собой актуализацию создания систе- мы искусственного интеллекта с базой данных нестандартных решений творческого человека. По существу, это будет система «искусственного эмоционального интел- лекта», что является безусловной новизной данного перспективного исследования.
Ключевые слова:
цифровизация сферы культуры и искусств, творческий процесс, творчество, дивергентное мышление, рациональность, иррациональность, цифровые технологии, цифровые образовательные ресурсы, «оцифровка» аудио-, видео-ресурсов, образовательные и социальные эффекты, цифровые компетенции, метод экспертной оценки.
Список литературы:
Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. Москва: Политиздат, 1991. 287 с. URL: https://nashaucheba.ru/v39460/ракитов_а.и._ философия_компьютерной_ революции (дата обращения: 14.04.2022). Текст: электронный.

Хессинг К. Страх перед компьютером. URL: https://studfile.net/preview/3355362 (дата обращения: 14.04.2022). Текст: электронный.

Яценко Л. В. Порыв к свободе и трагедия творчества // Творчество и свобода. Во- ронеж, 1994. С. 7‒16. Текст: непосредственный.

Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. Новосибирск, 1998. 663 с. Текст: непосредственный.

Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / под редакцией В. Л. Иноземцева. Москва: Академия, 1999. 782 с. Текст: непосредственный.

Фомин А. А. Эволюция представлений об информационном обществе в современной западной социологии // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 287‒291. Текст: непосредственный.

Ракитов А. И. Таблица Хессига / Философия компьютерной революции. Москва: Политиздат, 1991. 287 с. URL: https://nashaucheba.ru/v39460/ракитов_а.и._ философия_компьютерной_ революции (дата обращения: 14.04.2022). Текст: электронный.

Машурян И. С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества // Молодой ученый. 2012. № 8(43). С. 270‒273. URL: https://moluch.ru/archive/43/5256/ (дата обращения: 24.04.2022). Текст: электронный.

Иванов Ю. А. Особенности формирования учебной деятельности младших школьников при обучении математике с применением персональных компьютеров: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва: Изд-во НИИ ОСО РАО, 1990. 18 с. Текст: непосредственный.

Ильин Р. В. Использование инновационных технологий в качестве средств под- готовки обучающихся творческих вузов в условиях трансформации современного общества // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2021. № 1(27). С. 71‒77. Текст: непосредственный.

Сандакова Л. Г., Ильин Р. В. Возможности цифровых технологий в социализации маломобильных групп обучающихся // Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (Бар- наул, 27–28 апреля 2021 г.). Барнаул: АГИК, 2021. С. 13‒22. Текст: непосредственный.

Сандакова Л. Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. 23 с. Текст: непосредственный.

Сандакова Л. Г. Использование микро-ЭВМ в качестве средства обучения младших школьников математике (на примере обучения решению задач на движение): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва: Изд-во НИИ ОСО РАО, 1991. 17 с. Текст: непосредственный.

Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Избранные труды. Москва: Школа культурной политики, 1995. С. 241. Текст: непосредственный.

Guilford J. P. Way beyond IQ: guide to improving intelligence and creativity. NY, New York, 1977. 192 p.