Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
,
БУДДИЗМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ РОССИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №6. Философия. Философия. - С. 108-119.
Заглавие:
БУДДИЗМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ РОССИИ
Финансирование:
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда
в рамках научно-исследовательского проекта «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы», № 14-18-00444
Коды:
Аннотация:
В статье рассматриваются история проникновения тибетской версии буддизма Махаяны в Россию, а также место и роль буддизма в социокультурной традиции бурятского, калмыцкого и тувинского народов. Выявлены причины и предпосылки успешного распространения буддизма среди народов трех республик, а также его социальные и политические особенности, сложившиеся на территории Монголии и привнесенные в Бурятию, Калмыкию и Туву. На основе данных социологических опросов и наблюдений авторами проанализированы современное состояние и основные особенности буддийской культуры и вероучения в Бурятии, Калмыкии и Туве. Сделан вывод о том, что буддийское вероучение и культура оказывают значительное влияние в культурной, общественной и духовной жизни бурят, калмыков и тувинцев.
Ключевые слова:
буддизм, социальная востребованность, политика, духовенство, мораль, дацаны, консолидация.
Список литературы:
1. Абаева Л. Л. История распространения буддизма в Бурятии // Буряты. — М., 2004. — С. 400–401.
2. Базаров Б. В. Буддизм в условиях изменяющегося мира // Буддизм в контексте диалога культур. — Улан-Удэ, 2015. — С. 9.
3. Бадмацыренов Т. Б. Буддизм Бурятии: структурные, функциональные и организационные характеристики // Буддизм в общественно-политических процессах Бурятии и стран Центральной Азии. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. — С. 53.
4. Баяртуев Б. Д. Жизнь и творчество Ринчена Номтоева (1820–1907) // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. — Новосибирск, 1985. — С. 71–77.
5. Бакаева Э. П. Исследования по истории буддизма в Калмыкии на современном этапе // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2014. — № 3. — С. 72–88.
6 Дугаров Р. Н. Очерки средневековой истории Кукунора. — Улан-Удэ, 2003. — С. 40.
7. Ламаизм в Бурятии ХVШ — начала ХХ в. — Новосибирск: Наука, 1983. — 240 с.
8. Митыпов В. М. Буддийская церковь России: религиозный ренессанс 1990-х гг. //
Буддизм в общественно-политических процессах Бурятии и стран Центральной Азии. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2012. — С. 40.
9. Монгуш М. В. История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). — Новосибирск: Наука, 2001. — С. 5.
10. Терентьев А.А. Буддизм в России // Философия буддизма. — М., 2011. — С. 945–951.
11. Товуу С. С. Исследование буддизма в Туве // Вестник Бурятского научного центра. — 2013. — № 2. — C. 136.
12. Тувинский госуниверситет и Управление Камбы ламы Тувы займутся вопросами воспитания // Новые исследования Тувы: электрон. информ. журн. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tuva.asia/news/tuva/7690-tuvgu-kamby-lama.html (дата обращения: 10.04.16).
13. Хомушку О. М. Влияние буддийских космологических представлений народов Саяно-Алтая // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: материалы I Межрегион. науч.-практ. конф. для молодых ученых, аспирантов и студентов. — Кызыл, 2009. — С. 116.
14. Хомушку О. М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая. — М.: Изд-во РАГС, 2005. — C. 190.
15. Цыренов Ч. Ц. Основные концепции и понятия произведения Э.-Х. Галшиева «Зерцала мудрости» // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. Филология. — 2013. — Вып. 10. — С. 40–44.
16. Чимитдоржин Д. Г. Пандито Хамбо-ламы. — Улан-Удэ, 2010. — С. 14.
17. Чжи И. Фа цзе цы ди чу мэнь // Первоначальные ступени врат мира дхарм = Да жибэнь сюй цзан цзин. — Киото, 1905–1912.
18. Янгутов Л. Е. О социальной и политической востребованности буддизма в период его распространения в Монголии и Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. — № 14. — С. 5.