Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Брекоткина И. П.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СУЩНОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ВИЗУАЛЬНОЙ ИЛЛЮЗИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2023. №1. . - С. 63-72.
Заглавие:
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СУЩНОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ВИЗУАЛЬНОЙ ИЛЛЮЗИИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2023-1-63-72УДК: 130.2:7
Аннотация:
В статье исследуется парадокс визуальной иллюзии в изобразительном искусстве, суть которого заключается в удвоении видимого мира в изображении. Принцип мимезиса возникает одновременно с зарождением искусства в эпоху па- леолита. Древний человек впервые визуализировал свои онтологические представ- ления в палеолитических рисунках. В результате возникает сконструированный по- средством видения мир мимезиса. В данном исследовании изучение сущности миме- зиса строится на основании антропологических концепций А. Леруа-Гурана, Т. Доусона, М.-Ж. Мондзен, Ж. Лакана и других мыслителей. Благодаря историко- генетическому исследованию человека удается установить четкую взаимосвязь меж- ду сущностным самоопределением и его вынесенным вовне фигуративным изобра- жением. Сущность визуальной иллюзии или мимезиса не отделима от трансцен- дентно-имманентной природы человека, стремящегося посредством искусства со- здать своего «двойника». Визуальная иллюзия становится тем «образом», благодаря которому возникает возможность интерпретации символического бытия человека эпохи палеолита.
Ключевые слова:
человек, искусство, визуальная иллюзия, мимезис, рисунки палеолита, энтоптики, коммуникация, стадия зеркала, символический порядок, миф.
Список литературы:
Аристотель. Поэтика / перевод с древнегреч. В. Г. Аппельрота. Москва: Художе- ственная литература, 1957. 182 с. Текст: непосредственный.

Бодрийар Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3090 (дата обращения: 23.07.2022). Текст: элек- тронный.

Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание // Актуальность прекрасного / перевод с немецкого А. В. Михайлова. Москва: Искусство, 1991. 368 с. С. 228–242. Текст: непо- средственный.

Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции «Я» // Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). Москва: Гнозис/Логос, 1999. С. 520. С. 508‒516. Текст: непосредственный.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / перевод с французского Б. И. Шарев- ской. Москва: Академический проект, 2020. 430 с. Текст: непосредственный.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения: в 2 томах. Т. 1. Литературные памятники: перевод с немецкого. Москва: Мысль, 1990. 828, [2] с. Текст: непосредственный.

Семенов В. А. Первобытное искусство. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. 592 с. Текст: непосредственный.

Смирнов И. П. Ум хорошо, а два лучше. Москва: Новое литературное обозрение, 2021. 352 с. Текст: непосредственный.

Спиваков М. В. Происхождение видимости. Мари-Жозе Мондзен и Андре Ле- руа-Гуран о становлении изображения, речи и желания // Философская мысль. 2020. № 7. С. 1–9. Текст: непосредственный.

Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов (Палеолити- ческая эпоха) // Ранние формы искусства. Москва, 1972. С. 77–98. Текст: непосредствен- ный.

Хайдеггер М. Исток художественного творения. Москва: Академический проект, 2008. 528 с. Текст: непосредственный.

Mondzain M.-J. What Does Seeing an Image Mean? // Journal of Visual Culture. 2010. Vol. 9. No. 3. P. 307–315. Текст: непосредственный.