Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №1. Педагогика. Педагогика. - С. 99-106.
Заглавие:
ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье рассмотрен этнокультуроведческий подход в процессе обучения бурятскому языку, в частности особое внимание уделено проблеме постижения национальной культуры через язык.
Бурятский язык в системе общего образования Республики Бурятия теперь изучается на добровольной основе, проблемными остаются вопросы, связанные с выбором предмета «бурятский язык как государственный» для изучения в школах. По закону статус бурятского языка как государственного не гарантирует его введение в образовательный процесс. Овладение духовными ценностями и культурой народа неразрывно связано с изучением языка как средства выражения и отражения национальной культуры. Национальная культура несет в себе большой социально-педагогический потенциал, который остается до конца невостребованным. В статье показано, что необходимо этнокультуроведческое обеспечение уроков путем подбора специального дидактического материала. Наиболее эффективным средством этнокультуроведения, воспитания этнического сознания служат специальные тексты, содержащие сведения о традициях, обычаях, устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, символах бурятского народа.
Ключевые слова:
этнокультурный подход, родной язык, национальная культура, картина мира.
Список литературы:
1. О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «Об Образовании в Республике Бурятия»: закон Республики Бурятия от 7 марта 2014 г. № 281-V [Электронный ресурс]. — URL: docs.cntd.ru/document/460280824
2. Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия: гос. программа Республики Бурятия, утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 23 июня 2014 г. № 289 [Электронный ресурс]. — URL: egovburyatia.ru/uploads/tx_npa/289__4_.pdf
3. Дырхеева Г. А. Этнолингвистическое образование в Бурятии // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2013. — № 6(97). — С. 116 –121.
4. Философский энциклопедический словарь. — М.: Совет. энцикл., 1983. — 840 с.
5. Словарь социолингвистических терминов. — М., 2006. — 312 с.
6. Азимов Э. Г., Щукин, А. Н. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языка. — СПб.: Златоуст, 1999. — 471 с.
7. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова [и др.]; под ред. Е. А. Быстровой. — 2-е изд.,стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 237 с.
8. Галшиев Э.-Х. Бэлигэй толи. Зерцало мудрости. — Улан-Удэ:Республиканская типография, 2006. — 352 с.
9. Намжилон Л. Н. Золотые чѐтки. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2001. — 128 с.
10. Харисов Ф. Ф. Содержание этнокультуроведческого материала и возможности его использования в процессе обучения татарскому языку в русскоязычных школах // Академик Э. Р. Тенишев и тюркский мир: материалы международного тюркол. симпозиума. — Казань, 2012. — С. 299–303.