Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Сандакова Л. Г.
,
Захаров А. К.
ТРЕНДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: КУЛЬТУРА — ОБРАЗОВАНИЕ — ИННОВАЦИИ — ЦИФРОВИЗАЦИЯ // Вестник БГУ. Философия. - 2023. №3. . - С. 47-58.
Заглавие:
ТРЕНДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: КУЛЬТУРА — ОБРАЗОВАНИЕ — ИННОВАЦИИ — ЦИФРОВИЗАЦИЯ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2023-3-47-58УДК: 130.2:316
Аннотация:
В статье приводятся результаты историко-культурного анализа иссле- дования процесса общественного развития с точки зрения прогнозирования. На ос- нове анализа отчетливо выраженных трендов на современном этапе авторы размыш- ляют о судьбе человечества с точки зрения гуманистических позиций, сохранения общечеловеческих ценностей, этических норм, создания новых культурных регуля- торов и норм культуротворчества, считая, что в эпоху расцвета искусственного ин- теллекта, высоких скоростей и энергий Человек, его человеческая сущность (разум, эмоции, речь, тело и иррациональное) должны оставаться исходным пунктом фило- софствования. Цифровая цивилизация, какие бы она ни давала блага, внешние циви- лизационные «подпорки» и удобства, не даст человечеству «волшебной кнопочки», нажав которую человек станет счастливым и успешным. Новизна заключается в целостном подходе к современной реальности, благодаря которому авторы представляют любую социальную систему как многоуровневую сложную, самоорганизующуюся систему, в которой переход с одного уровня на другой осуществляется благодаря разности энтропий предшествующего и последующего уровней. При этом на каждом уровне противоречие между партикулярными формами разрешается их синтезом, образованием феномена следующего порядка и переходом на следующий уровень. Эра Логоса (logos), Разума (noose), Ratio, исчисляющаяся, по К. Ясперсу, с VII в. до нашей эры и называемая «осевым» и «постосевым временем», подходит к концу и согласно прогнозам русских космистов, западных и восточных футурологов ожидается переход к новой эре, на новый уровень. На этом пути авторы выделяют четыре основных тренда, учитывающих особенности и направления современной реальности и способных вывести человечество на новый, скорее всего, «ноосферный уровень» развития, в противном случае, по мнению многих авторов, человечество ждут деградация и скатывание к стадному, животному существованию.
Ключевые слова:
общение «face-to-face», «внешнее-внутреннее», «культура- цивилизация», «содержание-форма», «искусственный интеллект-естественный ин- теллект», «образование-педагогическое воздействие», самоорганизация, нейронные сети, сложность, гештальты, паттерны, интуиция, воля, экстрасенсорика, эмоциональный интеллект, «umwelt» — «умвельт» (личный мир).
Список литературы:
Алферов А. А. Педагогические условия использования видеотехники в процессе обучения классическому танцу: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2007. 24 с. Текст: непосредственный.

Балханов В. А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. 234 с. Текст: непосредственный.

Белошапка В. К. О языках, моделях и информатике // Россия: информатика и образование. 1987. № 6. С. 12‒16. Текст: непосредственный.

Бор Н. Философия естествознания и культуры народов. Атомная физика и человеческое познание. Москва: Иностранная литература, 1961. С. 45. Текст: непосредственный.

Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. Москва: Юрайт, 2016. 301 с. Текст: непосредственный.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с. Текст: непосредственный.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. Москва: Изд-во ГУ ВШЭ. 2000. 68 с. Текст: непосредственный.

Колчигин С. Ю. Философские основания целостного мировоззрения: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. URL: http:// che- loveknauka.com/filosofskie-osnovaniya-tselostnogo-mirovozzreniya#ixzz6wupaP 6 Ax. (дата обращения: 30.08.2023). Алматы, 1993. 34 с. Текст: электронный.

Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. Москва: Прогресс-Традиция, 2001. 240 с. Текст: непосредственный.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1977. 304 с. Текст: непосредственный.

Назаретян А. П. Hелинейное будущее. 2017. С. 11. URL: http://studfiles.ru (да- та обращения: 14.07.2023). Текст: электронный.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / перевод с английского Ю. А. Данилова. Москва: Прогресс, 1986. 432 с. Текст: непосредственный.

Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва: [б. и.], 1975. 60 с. Текст: непосредственный.

Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. Москва: Директ-Медиа, 2013. 289 с. Текст: непосредственный.

Садыкова Д. А. Танец в пространстве современной культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2015. 20 с. Текст: непосредственный.

16.Сандакова Л. Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та. 2003. 318 с. Текст: непосредственный.

Сандакова Л. Г. Использование микро-ЭВМ в качестве средства обучения младших школьников математике (на примере обучения решению задач на движение). Москва: Изд-во НИИ СиМО РАО, 1991. 156 с. Текст: непосредственный.

Серегин Н. В. Основы мониторинга музыкально-педагогического процесса // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 3. С. 142–146. Текст: непосредственный.

Субетто А. И., Селезнева Н. А. Цивилизационная логика становления образовательного общества как модели управляемой социоприродной эволюции в третьем тысячелетии // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: тезисы международного конгресса. Новосибирск. 1995. С. 147–148. Текст: непосредственный.

Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. Москва: Мир, 1991. 143 с. Текст: непосредственный.

.Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. Москва: Школа культурной поли- тики, 1995. С. 241. Текст: непосредственный.

.Яковец Ю. В. Эпохальные инновации ХХ века. Москва, 2003. 448 с. Текст: непосредственный.

Gronc Bruce E. Tradition and technology in local newscasts: The Social Psychology of Form // The sociological quarterly. Vol. 38. № 2. 1997.

Zhernosenko (2019) Culture-creative School as a Resource for the Formation of the Noospheric Model of the Ecological-economic Region «Gorny Altai»: ICCESE.