Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Лаврухина И. М.
,
Крылова М. Н.
,
Глушко И. В.
,
Зуева Т. М.
ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА СВОБОДЫ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2024. №1. . - С. 42-52.
Заглавие:
ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА СВОБОДЫ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2024-1-42-52УДК: 101.1
Аннотация:
В статье предметом исследования является концепт «свобода», который сформировался в современной науке в результате интеграции специфического со- держания при рассмотрении понятия свободы в различных областях гуманитарного знания. Концепт свободы рассмотрен как категория философии, литературоведения, социологии, политологии и психологии. Методологическую основу исследования составляют методы историко-логического и сущностного построения моделей свободы в историко-философском, социально-политическом и социально- психологическом аспектах. Выявлено, что в философии содержание свободы необходимо раскрывать через понятия «трансценденция» и «трансцендирование», «сущность», «творчество». С. Кьеркегор и Н. А. Бердяев представили свободу как Абсолют, трансцендентный миру, как безосновную мощь творить. И. Кант, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю понимают свободу как достигаемое в актах трансцендирования состояние субъекта. В литературе предлагается обратить внимание на концепцию свободы Ф. М. Достоевского, который рассмотрел свободу сквозь призму веры, идеала, счастья и даже греха. Подлинная свобода, по Ф. М. Достоевскому, не может привести к счастью, поскольку неотъемлемо включает в себя страдания. Социологи оперируют понятием социальной свободы как некой ментальной установки, обусловливающей действия людей. С помощью социологического подхода (Э. Дюркгейм, М. Вебер) содержание свободы раскрывается через понятия «выбор», «долг», «ответственность» и «тип личности». Политологию интересуют возможные механизмы достижения свободы как установки и разрабатывается понятие «регулируемая свобода». Свобода существует в контексте понятий «власть», «идеология», «ненасилие», «схема поведения». В социальной психологии свобода предстает как субъективное ощущение самостоятельности и ответственности и рассматривается в контексте психологических ощущений беспокойства и незащищенности, иррациональных стремлений к подчинению и бегству от свободы. Основным выводом исследования является то, что в различных областях гуманитарного знания содержание свободы проясняется в отличающихся понятийных и смысловых контекстах, что и позволяет говорить о формировании более сложной смысловой структуры — концепта свободы.
Ключевые слова:
свобода, несвобода, трансценденция, самоопределение, ответственность, философия, литература, социология, политология, психология.
Список литературы:
Лаврухина И. М. Философско-культурологическая значимость идеи трансцендентного // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5(42). С. 57–60. Текст: непосредственный.

Кривун А. М. Реализация концепта «свобода» в массово-информационном дискурсе // Ratio et Natura. 2021. № 1(3). Текст: непосредственный.

Наземцева М. А. Концепт «свобода» в приговоре и решении суда в его обусловленности дискурсивно-жанровой спецификой // Казанская наука. 2021. № 8. С. 22–24. Текст: непосредственный.

Кабирова Г. Р. Концепт «свобода» в рассказе Патрика Зюскинда «Голубка» // Три- буна ученого. 2021. № 6. С. 404–407. Текст: непосредственный.

Шаравин А. В., Резаков Я. О. Национальный аспект концепта «воля — свобода» в художественной философии в творчестве Дж. Сэлинджера, В. Аксенова и С. Довлатова // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 4(89). С. 115–120. Текст: непосредственный.

Волкова Н. В., Уразаев М. Д. «Свобода и независимость» как один из ведущих концептов американского национального характера // Евразийское научное объединение. 2020. № 4‒5(62). С. 323–326. Текст: непосредственный.

Плотин. О благе или едином // Логос. 1992. № 3. С. 213–227. Текст: непосредственный.

Кьеркегор С. Страх и трепет: перевод с датского. Москва: Республика, 1993. 382 с. Текст: непосредственный.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ века. Москва: Республика, 1997. 494 с. Текст: непосредственный.

Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж: YMGA-press, 1969. 268 с. Текст: непосредственный.

Фихте И. Г. Речи к немецкой нации / перевод с немецкого А. А. Иваненко. Санкт- Петербург: Наука, 2009. 349 с. Текст: непосредственный.

Сартр Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической антологии: перевод с французского. Москва: Республика, 2004. 639 с. Текст: непосредственный.

Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство: сборник: перевод с французского. Москва: Политиздат, 1990. 414 с. Текст: непосредственный.

Ситникова Ю. В. Ф. М. Достоевский о свободе: подходит ли либерализм для России // Личность. Культура. Общество. 2009. № 11‒3. С. 501–509. Текст: непосредственный.

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Москва: Эксмо, 2019. 830 с. Текст: непосредственный.

Ерина Е. Б. Грани свободы в творчестве Ф. М. Достоевского // Соловьевские исследования. 2012. № 2. С. 49–64. Текст: непосредственный.

Шабанова М. А. Социология свободы: трансформирующееся общество. Москва: Моск. обществ. науч. фонд, 2000. 315 с. Текст: непосредственный.

Глушко И. В. Доверие и недоверие: диаметральная противоположность или целостная социальная реальность // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10, № 2‒1. С. 24–36. Текст: непосредственный.

Штомпка П. Социология социальных изменений: перевод с английского. Москва: Аспект-пресс, 1996. 414 с. Текст: непосредственный.

Гофман М. Свобода личности или свобода индивида // Знак вопроса. 2015. № 1. С. 69–76. Текст: непосредственный.

Капцевич О. А. Характеристики свободы в экзистенциальной психологии // Альманах современной науки и образования. 2011. № 2. С. 89–92. Текст: непосредственный.

Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя: перевод с английского. Москва: ACT, 2004. 571 с. Текст: непосредственный.