Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №1. Педагогика. Педагогика. - С. 3-9.
Заглавие:
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
Статья посвящена изучению процесса адаптации студентов отраслевого вуза. Исследование процесса адаптации осуществлено на базе Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта. Автором статьи проанализированы ожидания студентов-первокурсников относительно учебы в данном учебном заведении, а также их уровень осведомленности о будущей профессиональной деятельности, проведено сравнение по различным направлениям подготовки. Автором выявлены характерные трудности студентов-первокурсников в области социальной, учебной (дидактической) и профессиональной адаптации, проанализирована динамика показателей адаптации на протяжении первого курса обучения. Обнаружена положительная статистически значимая взаимосвязь между процессом социальной адаптации студентов и экстраверсией личности, а также выраженная взаимосвязь между показателями дидактической адаптации и агрессивностью. Полученные в ходе исследования выводы могут использоваться для разработки комплексных программ психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов.
Ключевые слова:
адаптация, адаптированность, образовательная среда, студенты, первокурсники, социальная адаптация, дидактическая адаптация, профессиональная адаптация, индивидуально-типологические особенности, психолого- педагогическое сопровождение.
Список литературы:
1. Албитова Е. П., Рогалева Г. И. Социальная адаптация студентов — условие формирования субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 4(13). — С. 90–93.
2. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 2. — С. 27–46.
3. Дугарова Т. Ц., Шахмалова И. Ж. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 1(166). — С. 57–62.
4. Маклаков А. Г., Головешкин И. Д. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина . — 2011. — № 3. — С. 29–37.
5. Очирова Е. А., Дугарова Т. Ц. Эмоциональная напряженность как фактор психологический дезадаптации студентов 1 курса // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. — Киров, 2014. — С. 246–248.
6. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2008. — № 3. — С. 13–14.
7. Смирнов А. А., Живаев Н. Г. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2009. — 115 с.
8. Федотова Л. А. Адаптация в образовании: состояние, проблемы, перспективы / Л. А. Федотова, Е. В. Абраменко, А. В. Соловьев, Р. В. Ященко; ВолгТГУ. — Волгоград, 2015. — 150 с.
9. Юркина М. С., Смирнов А. А. Разработка и апробация методики для экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2015. — Т. 21, № 1. — С. 82–87.