Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Николаев О. Ю.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №1. Педагогика. Педагогика. - С. 30-37.
Заглавие:
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-1-30-37УДК: 378:159.9
Аннотация:
В статье раскрывается сущность комплементарности как универсальной когнитивной стратегии развития педагогики и как науки, и как образовательной деятельности, обеспечивающей ее системную полноту. Обосновывается значимость комплементарного подхода к построению целостной системы научных представлений об образовательной деятельности. Научная новизна представленных в статье исследовательских результатов состоит в обосновании продуктивности идеи комплементарности для построения модели проведения уроков. При этом используется конструктивная особенность комплементарных систем как систем взаимодополняющих противоположностей. Инвариантность принципа комплементарности раскрывается в сопоставлении различных моделей фундаментальных педагогических антитез. Полученные результаты применимы для решения задачи адекватного современным реалиям обновления методологического инструментария педагогики.
Ключевые слова:
образовательная деятельность, педагогическая наука, педагогическое образование, комплементарность, личностно-ориентированный подход, групповой подход.
Список литературы:
1. Юзефавичус Т. А. Идея комплементарности в педагогике // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. — 2015. — № 2. — С. 39–46.

2. Артамонова Е. И., Тюников Ю. С. Оценка результатов исследования состояния подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 2. — С. 93–100.

3. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие. — М., 2006. — 400 с.

4. Петерсон Л. Г. «Новая парадигма» образования: метафора или вектор развития? (Концепция построения непрерывной системы российского образования на основе системно-деятельностного подхода) // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 2. — С. 47–52.

5. Свечкарева В. Р. Принцип комплементарности в дихотомическом анализе взаимодействия Запада и Востока // Вестник ВолГУ. — 2008. — № 1(7). — С. 177–181.

6. Фатеева С. В. Комплементарность в экономической культуре: понятие–формы–механизм действия: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. — Ростов н/Д., 2006. — 44 с.

7. Светлов В. А. История научного метода: учеб. пособие. — М., 2008. — 704 с.

8. Бор Н. Избранные научные труды. — М., 1971. — Т. 2.

9. Лукашонок И. В. Институционализация новых социальных отношений в современной России. — Ростов н/Д., 2004.

10. Веселова В. В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. — 1996. — № 2.